Как определить ЗПР у ребёнка и в чём отличие от умственной отсталости?

Как определить ЗПР у ребёнка и в чём отличие от умственной отсталости? Милатан

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЗПР У РЕБЁНКА?

Чтобы определить наличие у ребёнка задержки психического развития (ЗПР), необходимо охарактеризовать особенности познавательной деятельности ребёнка с ЗПР и общего развития. Про то, какие сферы развития страдают при ЗПР мы писали в предыдущей статье.

Итак, на что родителям необходимо обратить внимание в развитии ребёнка 3-4 лет.

1. Внимание и сосредоточенность:

— присутствует неустойчивость и неравномерность внимания;

— ребёнку трудно собраться и сконцентрировать своё внимание и удерживать его на протяжении 15-20 минут в той или иной деятельности, он часто отвлекается и переключается на что-то другое;
— присутствует недостаточная целенаправленность деятельности, импульсивность, дело не доводится до результата. В более старшем возрасте в 5-6 лет недостаточно развитая способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа;

— инертность: бывает такое, что ребёнок с трудом переключается с одного задания на другое.

2. Тактильно-двигательное восприятие:

— у ребёнка затруднён процесс узнавания предметов на ощупь, получение сведений о свойствах предметов (температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина);

— недостаточность зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В связи с чем в возрасте 5-6 лет появляются трудности в овладении чтением и письмом;

— несформированность чувства ритма, трудности в формировании пространственных ориентировок.

3. Зрительное, слуховое и тактильное восприятие:

— трудности в процессе зрительного, слухового и тактильного восприятия, а именно сниженная скорость выполнения перцептивных операций;

— сниженный уровень ориентировочно-исследовательской деятельности: ребёнок не умеет обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

—  сенсорный опыт по долгу не закрепляется и не обобщается в слова. Ребёнок может правильно выполнить вашу инструкцию, содержащую словесное обозначение признака предмета, например “дай синий карандаш”, но самостоятельно назвать цвет карандаша не сможет.

—  ребёнок не выделяет и не обозначает отдельные признаки предмета, касающиеся величины (длина, ширина, высота, толщина).

4. Память и мышление:

—  “ограничение объёма памяти” и снижение запоминания, характерна неточность воспроизведения событий и забывчивость;

— трудности в формировании образов и представлений, присутствует сложность создания целого из частей и выделения частей из целого (картинки из 3-6 частей, небольшие пазлы);

— снижение способности к творческому созданию новых образов, слабый уровень словесно-логического мышления: ребёнок не выделяет существенных признаков предметов при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.

5. Физическое и двигательное развитие:

— наблюдается отставание в физическом развитии и недостаточность двигательных качеств: точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила и координация в движениях;

— несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что в последствии тормозит формирование у ребёнка графомоторных навыков.

ОТЛИЧИЕ ЗПР ОТ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Приведём несколько отличий ребёнка с ЗПР от ребёнка с умственной отсталостью (УО):

— в отличие от УО ребёнок с ЗПР после получения помощи от родителя или педагога, выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме, уровне;

— в отличие от ребёнка с УО, у которого без специального коррекционного обучения ролевая игра не формируется, ребёнок с ЗПР находится на более высоком уровне и может играть в сюжетно-ролевые игры. Однако, в сравнении с нормой, уровень её развития достаточно низкий и требует коррекционной помощи.

Ребёнок в возрасте 3-х лет может быть безречевым и неговорящим по нескольким причинам, например, если у него нарушен слух, умственная отсталость, моторная алалия или ЗПР.

Комплексная нейродефектологическая диагностика познавательной деятельности, выявление уровня развития речи, сформированности знаний, умений и навыков позволяет правильно определить состояние ребёнка и прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях коррекционного обучения. Кроме того, может потребоваться диагностика слуховых и зрительных функций (ЛОР, офтальмолог) и личности ребёнка (психиатр, невролог).

ЧТО ДЕЛАЕТ ДЕФЕКТОЛОГ ПРИ ЗПР?

Основная функция дефектолога и нейродефектолога — произвести глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей ребёнка: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности возраста. Это производится в рамках нейродефектологической диагностики.

Применяя критериально-ориентированные методики, дефектолог определяет уровень психического развития ребёнка, что является необходимым условием для разработки коррекционных программ обучения.

Дефектолога прежде всего интересуют качественные особенности деятельности ребёнка: особенности его мотивации, способность к пониманию инструкции родителя и педагога, особенности программирования (т. е. способность действовать осмысленно и целенаправленно), особенности самоконтроля и самокритичности. Особую важность представляет способность ребёнка к сотрудничеству с педагогом, способность принимать и использовать его помощь, осуществлять перенос усвоенного способа выполнения задания в аналогичную ситуацию, что характеризует обучаемость.

Отметим, что именно обучаемость является важнейшим дифференциально-диагностическим критерием для разграничения ЗПР и умственной отсталости.

0 Элемент |
Просмотр корзины