Чтобы определить наличие у ребёнка задержки психического развития (ЗПР), необходимо охарактеризовать особенности познавательной деятельности ребёнка с ЗПР и общего развития. Про то, какие сферы развития страдают при ЗПР мы писали в предыдущей статье.
Итак, на что родителям необходимо обратить внимание в развитии ребёнка 3-4 лет.
1. Внимание и сосредоточенность:
— присутствует неустойчивость и неравномерность внимания;
— ребёнку трудно собраться и сконцентрировать своё внимание и удерживать его на протяжении 15-20 минут в той или иной деятельности, он часто отвлекается и переключается на что-то другое;
— присутствует недостаточная целенаправленность деятельности, импульсивность, дело не доводится до результата. В более старшем возрасте в 5-6 лет недостаточно развитая способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа;
— инертность: бывает такое, что ребёнок с трудом переключается с одного задания на другое.
2. Тактильно-двигательное восприятие:
— у ребёнка затруднён процесс узнавания предметов на ощупь, получение сведений о свойствах предметов (температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина);
— недостаточность зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В связи с чем в возрасте 5-6 лет появляются трудности в овладении чтением и письмом;
— несформированность чувства ритма, трудности в формировании пространственных ориентировок.
3. Зрительное, слуховое и тактильное восприятие:
— трудности в процессе зрительного, слухового и тактильного восприятия, а именно сниженная скорость выполнения перцептивных операций;
— сниженный уровень ориентировочно-исследовательской деятельности: ребёнок не умеет обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.
— сенсорный опыт по долгу не закрепляется и не обобщается в слова. Ребёнок может правильно выполнить вашу инструкцию, содержащую словесное обозначение признака предмета, например “дай синий карандаш”, но самостоятельно назвать цвет карандаша не сможет.
— ребёнок не выделяет и не обозначает отдельные признаки предмета, касающиеся величины (длина, ширина, высота, толщина).
4. Память и мышление:
— “ограничение объёма памяти” и снижение запоминания, характерна неточность воспроизведения событий и забывчивость;
— трудности в формировании образов и представлений, присутствует сложность создания целого из частей и выделения частей из целого (картинки из 3-6 частей, небольшие пазлы);
— снижение способности к творческому созданию новых образов, слабый уровень словесно-логического мышления: ребёнок не выделяет существенных признаков предметов при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.
5. Физическое и двигательное развитие:
— наблюдается отставание в физическом развитии и недостаточность двигательных качеств: точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила и координация в движениях;
— несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что в последствии тормозит формирование у ребёнка графомоторных навыков.


