Коррекционная педагогика — наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.
Как мы знаем, игровому обучению принадлежит особое место среди педагогических средств активизации учебного процесса. Дефектологи, нейродефектологи повсеместно используют в своей работе коррекционные игры, направленные на коррекцию определённого дефекта.
Игра помогает решить следующие задачи коррекционной работы:
— коррекция определённых недостатков в развитии ребёнка, например, таких как нарушения слуха, нарушения тактильного восприятия;
— коррекция личностных особенностей (снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки, развитие учебной мотивации),и как следствие повышение обучаемости ребёнка;
— формирование родителем ориентировочно-планирующей деятельности дома с ребёнком через систему коррекционных игр-занятий, что существенно меняет позицию ребёнка и он потихоньку начинает чувствовать результат своей работы и стараний (играя с ребёнком в игру в домашних условиях, вы как родитель поддерживаете его и учитесь взаимопомощи);
— формирование достаточного исходного уровня накопления ребёнком знаний в следующих областях: представления об окружающем мире, элементарные математические представления и словарный запас.
Также одной из главных задач при коррекционном обучении, на наш взгляд, является создание для ребёнка ситуации успеха. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, в данном случае это — поддержка ребёнка родителем во время занятий дома и постепенное овладение ребёнком определённым навыком. Каждый родитель способен организовать такие ситуации успеха и дать ребёнку пережить радость достижения, осознать свои возможности и поверить в себя.
Отметим, что каждая игра направлена на развитие определённых областей развития: восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического), памяти, мышления, речи.