Специфические условия и задачи профессиональной деятельности логопеда обуславливают наличие определенных требований к уровню профессиональной компетентности данного специалиста, к его теоретической подготовке, набору знаний, умений, навыков и личностных качеств.
Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность ребёнка, логопеду необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Именно поэтому профессия логопеда подразумевает высшее Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Логопедия» в ВУЗе, которое включает в себя изучение педагогических, психологических, лингвистических и медицинских основ устной речи.
Профессиональная компетентность логопеда складывается из изучения следующих дисциплин в ВУЗе:
— «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»;
— «Социальная психология личности»;
— «Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта и ЗПР»;
— «Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»;
— «Психология физической культуры для лиц с ОВЗ»;
— «Психология общения»;
— «Психология личности»;
— «Психопатология»;
— «Логопедия»;
— «Специальная психология»;
— «Педагогическая психология»;
— «Методология и методы психолого-педагогического исследования»;
— «Основы генетики»;
— «Основы нейропсихологии и психофизиологии»;
— «Онтогенез речевой деятельности»;
— «Психология семьи ребёнка с нарушениями речи» и другие.
При объединении дисциплин по направлениям, получаем:
— общепедагогическое: владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач;
— специальное: владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями, профессиональным языком предметной области знания;
— технологическое: владение профессионально-педагогическими умениями на практике, т.е. техниками выполнения артикуляционной гимнастикой, логопедического массажа и .т.д;
— коммуникативное: установление правильных взаимоотношений с детьми и их родителями; умение разговаривать “на одном языке” с коллегами и смежными специалистами (дефектологами, неврологами, психологами);
— рефлексивное: наличие желания профессионально расти, совершенствовать своё педагогическое мастерство, заниматься самообразованием и повышением квалификации на постоянной основе, развивать свои способности к самопознанию.
Отдельно выделим две профессиональные компетенции логопеда: проведение логопедического обследования при нарушениях речи и обладание способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей ребёнка.