Логопед: компетентность педагога и причины для обращения

Вспомните советский фильм “По семейным обстоятельствам” (1977 г. режиссёр Алексей Коренев), когда Ролан Быков (логопед) произносит знаменитую фразу: “Нуус, у кого фефекты буфут? Фефекты речи. Я логопефф. Исправляю фефекты фикции”. В ходе обсуждения причин появления дефектов речи у внучки, Евгения Ханаева (бабушка Изольда Тихоновна) отмечает, что “специалисту не обязательно уметь самому, он должен уметь учить других”. Именно с этой точки зрения мы и рассмотрим требования к профессиональной квалификации логопеда (педагога-логопеда) — обязательно ли логопеду иметь многолетний опыт работы с детьми с нарушениями речи, самому владеть грамотной поставленной речью и речевой культурой на высоком уровне, уметь выстраивать педагогическое общение с детьми, обладающими различными речевыми нарушениями?

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛОГОПЕДА

Специфические условия и задачи профессиональной деятельности логопеда обуславливают наличие определенных требований к уровню профессиональной компетентности данного специалиста, к его теоретической подготовке, набору знаний, умений, навыков и личностных качеств.

Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность ребёнка, логопеду необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

изучение педагогических, психологических, лингвистических и медицинских основ устной речи.

Профессиональная компетентность логопеда складывается из изучения следующих дисциплин в ВУЗе:

— «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»;

— «Социальная психология личности»;

— «Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта и ЗПР»;

— «Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»;

— «Психология физической культуры для лиц с ОВЗ»;

— «Психология общения»;

— «Психология личности»;

— «Психопатология»;

— «Логопедия»;

— «Специальная психология»;

— «Педагогическая психология»;

— «Методология и методы психолого-педагогического исследования»;

— «Основы генетики»;

— «Основы нейропсихологии и психофизиологии»;

— «Онтогенез речевой деятельности»;

— «Психология семьи ребёнка с нарушениями речи» и другие.

При объединении дисциплин по направлениям, получаем:

общепедагогическое: владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач;

—  специальное: владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями, профессиональным языком предметной области знания;

технологическое: владение профессионально-педагогическими умениями на практике, т.е. техниками выполнения артикуляционной гимнастикой, логопедического массажа и .т.д;

коммуникативное: установление правильных взаимоотношений с детьми и их родителями; умение разговаривать “на одном языке” с коллегами и смежными специалистами (дефектологами, неврологами, психологами);

рефлексивное: наличие желания профессионально расти, совершенствовать своё педагогическое мастерство, заниматься самообразованием и повышением квалификации на постоянной основе, развивать свои способности к самопознанию.

Отдельно выделим две профессиональные компетенции логопеда: проведение логопедического обследования при нарушениях речи и обладание способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей ребёнка.

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛОГОПЕДА

В основе педагогической деятельности логопеда лежит его коммуникативная культура. Содержание профессиональной деятельности логопеда непосредственно связано с речью как важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления, организации действий. Поэтому важнейшей составляющей коммуникативной культуры логопеда является его речевая культура — владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.

Общение является важнейшим инструментом профессиональной деятельности логопеда. Преодоление многочисленных речевых барьеров при работе с детьми с нарушениями речи, придаёт профессиональному общению логопеда ярко выраженный педагогический характер (“Маша, сядь на стульчик, положи ручки на стол и слушай меня внимательно.”). Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности логопеда, формой его  взаимодействия с детьми. Кроме того, “общение в коррекционно-развивающем обучении, особенно в логопедических занятиях, должно принимать форму содружества, когда педагог становится другом, приоткрывающим и собственную жизнь для сравнения. Необходимо уделять особое внимание целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе воспитания ребёнка с речевой патологией”.

Slide Можно сказать ребёнку «открой ротик» или «ну-ка открывай рот», а ведь профессионализм учитывается не только в умении четко поставить звук, но и в умении адаптировать ребёнка к занятиям, а родителей адаптировать к новому формату обучения. Умение создать свой микроклимат в триаде «родитель — ребёнок — педагог», и тут не только техника учитывается, но ещё и душевность, доступность педагога, его открытость к общению с родителем и ребёнком. Очень важное место здесь занимает и невербальная коммуникация, например, человек просто приятно вам улыбнулся. Когда он глазами, голосом, интонацией, невербальными движениями, всем своим телом показывает, что он вам рад и у него хорошее доброжелательное настроение! Безусловно, чем более опытен логопед, тем более у него наработан навык коммуникации с детьми и родителями.
Л.В. ТАНАБУРЬЯН

Ещё одной важной составляющей полного образа логопеда, на наш взгляд, являются его личностные качества. Доброжелательное отношение ко всем детям и их родителям, тактичность в общении, открытость и доступность, энергичность и высокая личная мотивация.

Согласитесь, когда профессиональные качества логопеда подкрепляются его личностными человеческими качествами, высоким уровнем культуры и образованности, увлечённостью в своей работе, с таким специалистом гораздо легче найти общий язык, получить подробную и развёрнутую консультацию, да и просто приятно поговорить.

Таким образом, мы пришли к тому, что кроме “чисто профессиональных знаний”, логопед должен уметь корректно выражать и аргументировано обосновывать свои мысли, обладать культурой профессионального мышления, речи, общения. Получается, что логопеду “обязательно уметь самому” делать то, чему он учит других,  и это касается в первую очередь грамотности речи и речевой культуры.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ЛОГОПЕД

Логопед занимается развитием, коррекцией и профилактикой речевых нарушений.

Логопед работает с нарушениями речи, подбирает методы предупреждающие нарушения речи, выявляет причины и механизмы дефектов речи и устраняет их специальными средствами обучения, разрабатывает систему коррекционно-развивающего воздействия при речевых расстройствах.

Основными задачами логопеда являются (это то, чем непосредственно занимается логопед с вашим ребёнком):

    • постановка правильного произношения звуков;
    • расширение словарного запаса;
    • улучшение четкости произношения;
    • повышение речевой грамотности;
    • развитие умения правильно сочетать слова в предложениях, использовать падежи, предлоги, выстраивать грамматическую форму: «я сажусь читать книгу», «мама готовит суп и салат на обед»;
    • развитие умения образовывать множественное число слов: «одна утка» — «три утки»;
    • развитие умения подбирать родственные слова: «утка» — «уточка» — «утёнок» — «утиный» — «утятница»;
    • развитие слухоречевого внимания и памяти, определение первого и последнего звука в слове, последовательности звуков в простых словах: «СаД», «ДоМ», «ОгороД»;
    • развитие умения высказывать суждения (использование сложноподчиненных предложений), умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
    • развитие сенсорных функций и речевой моторики;
    • развитие познавательной деятельности: мышления, памяти, внимания;
    • формирование личности ребёнка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений;
    • изучение механизмов и причин появления дефектов речи, разработка методов их коррекции;
    • определение органических поражений органов речевого аппарата;
    • в отдельных случаях, реабилитационные мероприятия для детей, которые приобрели дефекты речи вследствие перенесенных заболеваний.

Логопедическая работа представляет собой выстроенный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности ребёнка.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ ЛОГОПЕДА

Логопед работает с различными видами речевых нарушений.

НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ:

ДИСФОНИЯ и АФОНИЯ — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется в нарушении силы, высоты и тембра голоса, либо в его отсутствии (сохраняется только возможность разговаривать шепотом).

БРАДИЛАЛИЯ — патологически замедленный темп речи. Речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

ТАХИЛАЛИЯ — патологически ускоренный темп речи. Речь оказывается торопливой, стремительной и напористой, сопровождается аграмматизмами. Патология может иметь постоянный характер, когда ребёнок говорит так постоянно, либо временный, когда его речь ускоряется в стрессовой ситуации.

ДИСЛАЛИЯ — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков в словах или в их смешении. Бывает двух видов – органическая и функциональная. Органическая форма связана с врожденными или приобретенными дефектами органов, участвующих в образовании звуков. Функциональная связана с неправильным восприятием речи окружающих людей.

РИНОЛАЛИЯ — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проблемы с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхнего нёба и губы, в результате чего речь становится гнусавой.

ДИЗАРТРИЯ — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное неправильным управлением речедвигательным аппаратом (движением языка, движением губ).

ЗАИКАНИЕ — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Бывает клонической и тонической формы. При клонической форме происходит частое повторение определенного звука, при тонической форме возникают паузы перед произнесением отдельных звуков.

АЛАЛИЯ — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

АФАЗИЯ — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. В отличие от алалии, потеря речи в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована.

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ:

ДИСЛЕКСИЯ — частичное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях составления из букв слогов и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

ДИСГРАФИЯ — частичное нарушение способности к овладению навыками письменной речи, при отсутствии проблем с интеллектом, слухом и устной речью.  Проявляется в нестойкости образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Также на основе психолингвистических критериев дефекты речи делятся на две группы.

К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН); общее недоразвитие речи (ОНР).

Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения. Возможен и комбинированный дефект речи, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

Отметим, что каждый логопед самостоятельно выбирает основное направление, по которому работает с детками, например, логопед-заиколог специализируется на работе с детьми, у которых заикание.

КОГДА НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?

—  В период от 1 до 2 лет родителям необходимо привести ребёнка к логопеду, если у него нет первых слов и он не отзывается на свое имя; отсутствует звукоподражание; ребёнок произносит менее 20 слов, затруднено понимание элементарных просьб родителей; наблюдается отсутствие простых фраз из двух слов; при наличии наследственного фактора (запоздалое речевое развитие у одного из родителей); при проблемах со слухом и зрением или укороченной уздечкой языка.

— Если в возрасте 2 лет у вашего ребёнка присутствуют лепетные слова и звукоподражание (обозначение кошки словом «мяу», собаки — «гав-гав», машины «би-би»).

— Когда в 3-4 года в речи ребёнка присутствует перестановка слогов, их проглатывание, нарушение звукопроизношения («сиска», «фывка» вместо «шишка») и слоговой структуры, ребёнок заменяет, искажает, пропускает как гласные, так и согласные звуки в словах; отсутствуют фразы и распространенные предложения.

— В возрасте 5-6 лет не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л» и т.д.), запинается, повторяет первые слоги и звуки при чтении; имеются множественные нарушения звукопроизношения; не использует в речи сложноподчиненные предложения, нет сформированного строя предложения; узкий лексический запас; не сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие.

— У ребёнка в 6-7 лет трудности в обучении чтению и со слухоречевой памятью (не запоминает предложения из 5-6 слов), трудности запоминания букв; ребёнок не может определить первый и последний звук в слове, последовательность звуков в коротких словах (кот, нота, дом и.т.д.); не может составить рассказ по картинке, нарушает смысл и последовательность событий при пересказе текста; не сформированы базовые процессы чтения и письма.

Родителям необходимо четко осознавать все последствия ситуации, когда у ребёнка есть проблемы с речью:

    • у детей с дефектами речевой деятельности учебный материал обычно усваивается хуже, из-за чего успеваемость в школе колеблется между низкой и средней;
    • нарушение связности речи затрудняет изучение устных предметов: русского языка, литературы, истории и т.д.;
    • нарушение речевого слуха мешает изучению иностранных языков;
    • дефекты речи являются причиной проблем с общением, появления комплекса неполноценности, психологического дискомфорта у ребёнка.

Эффективность устранения любых нарушений речи напрямую связана с их ранним выявлением, именно поэтому родителям необходимо как можно раньше обращаться за Консультацией к логопеду.

Занятия с логопедом позволяют устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения у ребёнка.

Логопед применяет комплексные методы воздействия как на сам дефект, так и на причину его появления. Эффективность коррекционного воздействия напрямую зависит от увлеченности и упорства родителей и ребёнка, поскольку только систематические посещения занятий со специалистом и повторение пройденного материала дома вместе с родителем дают заметные результаты. 

0 Элемент |
Просмотр корзины