Логопедический массаж при нарушениях речи

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Логопедический массаж — один из методов в логопедической работе, который улучшает состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тка­ней артикуляционного аппарата ребёнка.

«К артикуляционным органам относятся язык, челюсти, губы, нёбная занавеска. Определенное положение этих органов в ротовой полости соответствует тому или иному звуку речи.»

Логопедический массаж осуществляется логопедом, владеющим техникой массажа и имеющим знания анатомии и физиологии мышц, отвечающих за речевую деятельность, а также являющийся сведущим в этиопатогенезе речевых нарушений. Массаж применяется для формирования речевого дыхания, голоса и нормализации эмоционального состояния ребёнка. Он может проводиться на всех этапах коррекционной терапии в комплексе с традиционными логопедическими упражнениями. В некоторых случаях массаж становится необходимым условием достижения эффективности логопедической работы при преодолении артикуляторных нарушений.

Обычно логопедический массаж проводится в сочетании с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

Логопедический массаж включает в себя приёмы массажа лицевой мускулатуры, направленного на преодоление амимичности лица, и пассивной гимнастики органов артикуляции, которая проводится с подключением зондов и шпателей и обязательным визуальным контролем логопеда.

В зависимости от состояния тонуса артикуляционной мускулатуры логопедом используются расслабляющие приёмы (для снятия спастического напряжения в мышцах) или тонизирующий массаж (для активизации мышечного тонуса). Для расслабления мышц массажные движения проводится в медленном, спокойном темпе, при стимуляции — темп движений ускоряется. Такие массажные приёмы, как поглаживание, растирание, разминание и надавливание (точечное воздействие), используются как при расслабляющем, так и при тонизирующем массаже. Вибрацию, различные варианты ударных приемов (постукивание, похлопывание, пунктирование), пощипывание, покалывание применяются с целью мышечной стимуляции.

ЧТО ТАКОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗОНДЫ?

Логопедические зонды применяются логопедом для логопедического массажа мышц языка, губ, щёк, скул и мягкого нёба.

Логопедический массаж с использованием логопедических зондов (так называемый зондовый массаж), способствует нормализации речевой моторики ребёнка. Применяя зондовый массаж, логопед целенаправленно воздействует на поражённые участки артикуляторных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.

Логопедический зонд представляет собой логопедический инструмент с витой ручкой, изготовленный из нержавеющей стали, на конце которой расположен массажный элемент.

Зонды бывают нескольких типов: постановочные, массажные и комбинированные. Каждый зонд направлен на развитие определённых артикуляционных укладов через разминку, возбуждение и расслабление языковых мышц.

КАК ВЫГЛЯДЯТ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗОНДЫ

Ниже представлены одиночные логопедические зонды разной направленности с такими названиями как: “Восьмёрочка”, “Саночки”, “Длинный клювик” и “Ёжик”. Опытные логопеды используют зонды совместно с логопедическим ручным массажем.

Подробнее о зондах читайте в нашей статье Логопедические зонды в массажной практике.

Логопедический зонд Восьмёрка
Логопедический зонд Саночки

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

— Гипертонус, гипотонус языка и жевательных мышц у ребёнка; нарушение жевательной и глотательной функций, повышенное слюноотделение у ребёнка.

— Различные нарушения голоса. Ребенок устаёт во время разговора, разговаривает слишком тихо и вяло, жалуется на дискомфортные ощущения во время разговора, чувствует «ком» в горле и т.д.

— Дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, которое вызвано недостаточностью иннервации речевого аппарата). При дизартрии наблюдается ограниченная подвижность языка и других артикуляционных органов.

— Ринолалия (искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания).

— Дислалия (замена или искажении отдельных звуков в словах).

Обращаем ваше внимание, для логопедического массажа существуют противопоказания: эпиактивность мозга, повышенное внутричерепное давление и т.д.), в связи с чем предоставление Справки от невролога о назначении логопедического массажа обязательно.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Логопедический массаж оказывает физиологическое влияние на организм, особенно на лицо ребёнка. Лицо, как наиболее богатая нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами часть тела, отражает тончайшие изменения эмоционального состояния. Под влиянием массажа возникают местные и общие реакции, в которых участвуют все ткани, органы и системы. Кожа является чувствительным полем, связанным с центральной нервной системой, и при массаже оказывается воздействие не только на кожу, но и на состояние центральной нервной системы. Общая нервная возбудимость меняется, рефлексы оживляются, а функциональное состояние центральной нервной системы улучшается.

Кроме того, массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее кровообращение и лимфоток, а следовательно, улучшает питание и обменные процессы. Влияние массажа также заметно на состояние капилляров кожи, которые являются рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Массаж способствует расширению капилляров, улучшает газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей) и облегчает продвижение крови по артериям, а также ускоряет отток венозной крови.

Таким образом, логопедический массаж оказывает положительное влияние на физиологические процессы организма, а особенно на состояние лица, кожи и капилляров. Он способствует улучшению общего самочувствия, настроения и эмоционального состояния ребёнка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

В результате применения логопедического массажа у ребёнка:

— нормализуется ритм и плавность движений артикуляционной и мимической мускулатуры;

— уменьшаются проявления парезов (слабости в мышцах) и параличей мышц артикуляционного аппарата;

— снижаются патологические двигательные проявления мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги);

— стимулируются кинестезии (ощущения положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве, в данном случае артикуляционных органов);

— формируются произвольные, координированные движения органов артикуляции;

— увеличиваются объемы и амплитуды артикуляционных движений;

— активизируются группы мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность, а также снижается напряжение мышц шеи при движении языка;

— увеличивается подвижность речевого аппарата, идёт более длительное удержание заданной позы или артикуляционного уклада как по показу, так и по словесной инструкции, уменьшение паретичности мышц речевого аппарата.

При отсутствии у вашего ребёнка противопоказаний от невролога, рекомендуем родителям дополнить Занятие с логопедом стимулирующим Логопедическим массажем. Проконсультироваться и записаться на логопедический массаж можно здесь.

0 Элемент |
Просмотр корзины