Логопедический массаж — один из методов в логопедической работе, который улучшает состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей артикуляционного аппарата ребёнка.
«К артикуляционным органам относятся язык, челюсти, губы, нёбная занавеска. Определенное положение этих органов в ротовой полости соответствует тому или иному звуку речи.»
Логопедический массаж осуществляется логопедом, владеющим техникой массажа и имеющим знания анатомии и физиологии мышц, отвечающих за речевую деятельность, а также являющийся сведущим в этиопатогенезе речевых нарушений. Массаж применяется для формирования речевого дыхания, голоса и нормализации эмоционального состояния ребёнка. Он может проводиться на всех этапах коррекционной терапии в комплексе с традиционными логопедическими упражнениями. В некоторых случаях массаж становится необходимым условием достижения эффективности логопедической работы при преодолении артикуляторных нарушений.
Обычно логопедический массаж проводится в сочетании с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.
Логопедический массаж включает в себя приёмы массажа лицевой мускулатуры, направленного на преодоление амимичности лица, и пассивной гимнастики органов артикуляции, которая проводится с подключением зондов и шпателей и обязательным визуальным контролем логопеда.
В зависимости от состояния тонуса артикуляционной мускулатуры логопедом используются расслабляющие приёмы (для снятия спастического напряжения в мышцах) или тонизирующий массаж (для активизации мышечного тонуса). Для расслабления мышц массажные движения проводится в медленном, спокойном темпе, при стимуляции — темп движений ускоряется. Такие массажные приёмы, как поглаживание, растирание, разминание и надавливание (точечное воздействие), используются как при расслабляющем, так и при тонизирующем массаже. Вибрацию, различные варианты ударных приемов (постукивание, похлопывание, пунктирование), пощипывание, покалывание применяются с целью мышечной стимуляции.







