Дефектолог: компетентность педагога, причины для обращения

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕФЕКТОЛОГА

Дефектолог в своей работе охватывает достаточно широкий круг вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием детей с ограниченными возможностями здоровья (с физическими и психическими отклонениями), исходя из этого дефектологу необходимы данные клинического изучения, которые можно получить из невропатологии, патологической анатомии, патофизиологии, общей и медицинской генетики, психопатологии, детской психиатрии.

изучения следующих дисциплин:

— «Основы нейрофизиологии высшей нервной деятельности»;

— «Клиника интеллектуальных нарушений»;

— «Клиническая психология»;

— «Детская нейропсихология»;

— «Количественные и качественные методы в психолого-педагогических исследованиях»;

— «Психолингвистика»;

— «Онтогенез речевой деятельности»;

— «Педагогические системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»;

— «Мониторинг развития детей с ограниченными возможностями здоровья»;

— «Нейропсихологические подходы к диагностике нарушений когнитивного развития»;

— «Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;

— «Эмоционально-личностное развитие ребенка» и другие.

В последние десятилетия произошло изменение терминологического аппарата, характеризующего аномальное развитие, в связи с пересмотром отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это привело к одновременному использованию ранее разработанной и вновь возникшей терминологии, что существенно затрудняет педагогический процесс при подготовке педагога специального образования.

Дефектологический термин “аномальный ребёнок” заменили на “ребёнок с ограниченными возможностями здоровья”.

“Олигофрения” (отставание в умственном развитии органического генеза) заменили на «психическое недоразвитие».

Согласно современным представлениям, дети с нарушениями развития (с отклонениями в развитии, с проблемами в развитии, с ограниченными возможностями) — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения центральной нервной системы, органов сенсорного восприятия или опорно-двигательного аппарата имеются отклонения от нормального психофизического развития.

ОТЛИЧИЕ ДЕФЕКТОЛОГА ОТ ЛОГОПЕДА

Первое отличие между дефектологом и логопедом — это область знаний. Различное содержание курсов обучения, разные дисциплины медико-биологического блока и специальной предметной подготовки в ВУЗе, например, у дефектолога это  “Реабилитация детей с нарушениями развития”, “Технологии формирования социально-бытовой адаптации обучающихся с нарушениями слуха”, “Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи” и другие.

Как мы знаем, логопедия является разделом дефектологии, а значит дефектолог является специалистом более широкой направленности и решает более специфические задачи. Это могут быть отклонения в речевом, моторно-двигательном, умственном, эмоционально-личностном и социальном развитии у ребёнка. Состояние психофизического развития детей раннего возраста с психоневрологической патологией характеризуется вариативным своеобразием, проявляющемся в отклонениях развития речи, умственной деятельности, моторики, эмоционально-личностных качеств, социального поведения. Показатели разных сторон психофизического развития таких детей значительно ниже, чем у сверстников с нормальным развитием. Выявленные недостатки психофизического развития являются следствием раннего органического поражения центральной нервной системы или её функциональной незрелости.

КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА

Как и для логопеда, для дефектолога очень важна коммуникативная компетенция. Расширенные и углубленные лингвистические знания помогают дефектологу при поиске, трансформации и адаптации информации профессионального назначения, так и при организации учебно-речевых ситуаций в своей деятельности.

Высоко развитый навык коммуникации способствует совершенствованию профессиональной компетентности дефектолога и в области взаимодействия с семьями, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Ведь деятельность дефектолога не ограничивается рамками задач преодоления задержки психического развития у ребёнка, она включает в себя и задачи обеспечения непрерывности обучения ребёнка путем моделирования коррекционного воздействия в условиях семьи. А здесь уже подключаются следующие проблемы: деликатность самой проблемы существования у ребёнка нарушения интеллектуального развития, нежелание родителей смириться с фактом наличия у ребёнка проблем в развитии, скрытые или явные попытки обвинить дефектолога в предвзятом отношении к ребёнку, нежелание сопровождать процесс коррекционного обучения медикаментозно, а также личностные особенности самих родителей.

Также одной из самых важных компетенций для дефектолога, на наш взгляд, является социальная компетентность. Являясь «подвидом» профессиональной компетентности педагога-дефектолога, она представляет собой интегративное свойство его личности, характеризующееся ценностным пониманием социальной действительности, принятием соответствующих социальным ситуациям социальных целей и обеспечивающее возможность эффективно выстраивать своё профессиональное поведение.

Сформированность социальной компетентности у дефектолога проявляется в эмпатийности, эмоциональной открытости, в хорошо развитых коммуникативных умениях, социальном интеллекте и социальной мобильности, в наличии просоциальных ценностей.

С недавнего времени получила научную интерпретацию сущность понятия управленческая компетентность дефектолога, которая рассматривается как универсальная личностно-профессиональная характеристика дефектолога, выражающаяся в его готовности к реализации равных прав детей с ограниченными возможностями на получение качественного образования, во владении управленческими функциями в учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей, диагностико-аналитической, социально-педагогической, консультативной, психопрофилактической, культурно-просветительской, научно-методической и организационно-управленческой деятельности, в опыте организации  адаптации, социализации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Иными словами управленческая компетентность дефектолога — развитие способностей и умений ставить и достигать цели адаптации для конкретного ребёнка, социализации и интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья при реализации различных видов профессиональной деятельности, исходя их ценностных установок признания равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования. Достигается это за счёт обеспечения дефектологом качественного педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно адаптации, социализации и интеграции в обществе учащихся через компенсацию недостатков психофизического развития, коррекцию неблагоприятной среды и образовательных условий.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ДЕФЕКТОЛОГ?

Дефектолог в первую очередь коррекционный педагог, деятельность которого направлена на исправление или ослабление физических и психических нарушений у ребёнка (это может быть интеллектуальная недостаточность, нарушения речи/ слуха/ зрения, нарушения психического развития, функций опорно-двигательного аппарата).

Дефектолог занимается развитием доречевых предпосылок, развитием высших психических функций (мышление, внимание, память) ребёнка.

Основными задачами дефектолога являются (это то, чем непосредственно занимается дефектолог с вашим ребёнком):

    • проведение дефектологической диагностики и определение психического развития ребёнка с учётом его психофизического развития и дефецитарного развития;
    • осуществление взаимодействия с ребёнком с отклонениями в развитии, в ходе которого продуктивно решаются задачи развития личности ребёнка, его социализации, профилактики и коррекции нарушений функционирования психических и физических систем, компенсации имеющихся у ребёнка дефектов (нарушение слуха, зрения и т.п);
    • составление коррекционной программы ближайшего развития ребёнка;
    • обучение ребёнка навыкам самообслуживания (это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя: одевание, раздевание, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры);
    • формирование у ребёнка эмоционально-волевой сферы (расширение диапазона понимаемых эмоций (от простых, ярко-противоположных к более сложным), способности изображать похожие эмоциональные состояния, например, испуг и удивление, развитие эмоциональной отзывчивости. Развитие способности формулировать цели своей деятельности, находить эффективные средства её достижения, своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий).

Проводимые исследования и практика доказывают, что ребёнок с отклонениями в развитии обладает значительными потенциальными возможностями, он способен адекватно воспринимать и понимать окружающий мир, в котором живёт, однако он не может это сделать теми способами, которыми естественно пользуются нормально развивающиеся сверстники, и в этом ему помогает педагог-дефектолог.

ПРИЧИНЫ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ К ДЕФЕКТОЛОГУ

Причины обращения за консультацией к дефектологу:

—  Если ребёнок в 5-6 лет не классифицирует предметы, т.е. не называет одним словом группу предметов (одежда, птицы, овощи, посуда, транспорт и .т.д); не называет детёнышей животных, птиц. Не способен составить рассказ по серии сюжетных картинок; не определяет «что неправильно нарисовал художник?». В речи не правильно употребляет предлоги («за», «к», «с» и т.д.), присутствуют трудности согласования числительного с существительным, нарушение звукопроизношения, не понимает пословицы и поговорки. Ребёнок не удерживает в слухоречевой памяти 6-8 слов, не понимает смысл прочитанного текста и затрудняется ответить на соответствующие вопросы по тексту; не запоминает цифры, буквы, при написании «зеркалит» цифры/буквы, не видит строчку в тетради (даже при обучении).

— Если Ваш ребёнок к 4 годам не классифицирует 7 и более цветов, не может собрать пирамидки и стаканчики по величине, не может запомнить и назвать от 3 до 6 слов, не пользуется распространенными предложениями, плохо ориентируется в частях собственного тела. Если вы замечаете моторную неловкость в его движениях (спотыкается, натыкается на предметы), не координированные движения рук (трудность попадания мячика в цель, неумение правильно держать карандаш, скатывать пластилиновые шарики/ трубочки), не аккуратно клеит аппликации на бумаге.

— Если Ваш ребёнок к 2-3 годам не различает основные цвета, не умеет их классифицировать; не опознает геометрические фигуры (круг, квадрат..), не различает звучание музыкальных игрушек; не отзывается на свое собственное имя; у него отсутствуют навыки самообслуживания (одевание — раздевание). Если его речевой словарь не достиг 200 слов., отсутствует подражательная деятельность, плохо играет в сюжетные игры, не пытается кататься на самокате/ велосипеде/ беговеле. Не использует простые слова «на», «дай»,» хочу/ не хочу». Отсутствие зрительного контакта с родителями (не смотрит в глаза, игнорирует..). Не пытается повторить простейшие действия персонажей (попрыгать как зайчик, попить водички как цыплята, поклевать зернышки как птичка).

Эффективность устранения любых нарушений речи напрямую связана с их ранним выявлением, именно поэтому родителям необходимо как можно раньше обращаться за Консультацией к дефектологу.

Занятия с дефектологом позволяют устранить или смягчить психофизические нарушения у ребёнка.

Дефектолог применяет комплексные методы воздействия как на сам дефект, так и на причину его появления. Эффективность коррекционного воздействия напрямую зависит от увлеченности и упорства родителей и ребёнка, поскольку только систематические посещения занятий со специалистом и повторение пройденного материала дома вместе с родителем дают заметные результаты. 

0 Элемент |
Просмотр корзины