Нейропсихолог и нейропсихологическая диагностика

Если ребёнок не говорит надо исследовать речь, если не пишет — исследовать письмо, так думают большинство родителей, когда сталкиваются с подобными проблемами. И затем идут с ребёнком к логопеду или дефектологу. Но симптоматический принцип подхода к дефекту, как известно, не позволяет выявить причину и механизмы возникновения симптома, а лишь описывает симптоматиче­скую картину нарушения высших психический функций ребёнка.

Таким образом, возникает вопрос кто из специалистов поставит квалифицированный диагноз — начало всей правильной и эффективной работы с ребёнком, проведёт качественный синдромный анализ дефекта, найдёт зону недоразвития мозга и, вместе с тем, обозначит пути преодоления нарушений?

На мозговом уровне правильное формирование и про­текание высших психических функций зависит от своевременного созревания опре­деленных мозговых зон, а на психофизиологическом — от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.

В частности, научные исследования показали, что одним из возможных меха­низмов задержки психического и речевого развития, несформированности навыков письма, чтения и счёта на психофизиологическом уровне формирования и развития высших психических функций, является несформированность работы не отдельных анализаторных систем, а их взаимосвязи, которая приводит к нарушению установления (прочности, подвижности и др.) таких связей, как слухо-моторных, слухо-зрительных, опти­ко-пространственных, сомато-пространственных и других.

И здесь мы видим, что все эти вопрос находятся в рамках компетенции такого специалиста, как нейропсихолог.

ПОЧЕМУ НАС НАПРАВЛЯЮТ К НЕЙРОПСИХОЛОГУ?

Обычно ребёнка направляют к нейропсихологу, когда логопед или дефектолог по результатам диагностических процедур выявляет следующие симптомы:

  • проблемы с памятью;
  • проблемы с концентрацией или рассуждением;
  • изменения в координации;
  • изменения в осознанности, восприятии;
  • нарушения в речи и понимании языка;
  • развитие мыслительных процессов не соответствует возрасту ребёнка;
  • специфическая и значительная недостаточность в обучении навыкам счёта, письма, чтения.

Эти симптомы проявляются с раннего детского возраста и являются прямым следствием нарушения биологических процессов созревания центральной нервной системы.

В следствие чего, отмечается необходимость диагностического обследования нейропсихолога, направленного на исследование всей психической сферы, а не изолированных высших психических функций, что требует системного анализа состояния психической деятельности у ребёнка.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Любовь Семёновна Цветкова, советский и российский психолог, нейропсихолог, доктор псих. наук, отмечала, что: “Нейропсихологический метод решает задачи выявления причин и механизма отставания в развитии ребёнка, трудностях обучения в школе, изучает несформированность или задержку развития высших психических функций и их структурную неполноценность, выявляет недостаточность работы определённых зон мозга функционального или органического генеза, то есть даёт возможность соотнести девиацию или дефицит в развитии психики ребёнка с задержкой созревания тех или других зон мозга.”

Таким образом, мы видим, что нейропсихологическая диагностика должна предусматривать анализ разных аспектов дефекта: психологического, психофизиологического, клинико-физиологического, нейропсихологического. Каждый аспект вносит в общую картину нарушения (или несформированности) свой специфический вклад в понимание происхождения и структуры дефекта.

Поэтому нейропсихолог стремится получить ответы на ряд ключевых вопросов:

по­чему нарушен тот или иной психический процесс (речь, письмо, чтение и другие);

— каковы причины и механизмы его возникновения, что лежит в его основе;

—  с нарушением каких других психических функций связано наблюдаемое нарушение: какова структура дефекта, т.е. на каком уровне психологической и психофизиологической органи­зации функции произошло нарушение, и в каком его звене;

— с патологией какой зоны мозга связан наблюдаемый де­фект, как частный дефект связан со всей психической сферой ребёнка, какого его негативное влияние на неё?

Обычно нейропсихолог начинает нейропсихологическую диагностику с экспресс-методики для получения общей картины со­стояния психической сферы ребёнка и вычленения силь­ных и слабых сторон, для вычленения дефицитарной зо­ны в психическом развитии с последующим развёрнутым нейропсихологическим обследованием, обращая особое внимание на обнаруженные зоны неблагополучия.

ОБЛАСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Ниже приведены области нейропсихологической диагностики.

1. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ НАРУШЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

В данном случае, нейропсихолог анализирует возрастную недостаточ­ность развития моторики и различных видов движения у ребёнка, наблюдая за следующими показателями: общая подвижность; устойчивость, неустойчивость  походки; координация движений рук и ног; ско­рость; плавность; переключаемость между движениями; ритмика; уме­ние двигаться под музыку.

Далее он проверяет предметно-бытовые и предметно-игровые навыки: спонтанные дейст­вия ребёнка с предметами (в игровой деятельности); произ­вольные действия с предметами по речевой инструкции «возьми шарик», «поймай мяч», «посмотри на руку»; без ре­чевой инструкции по подражанию. Затем исследуется произ­вольная форма разных видов праксиса: праксис позы, динамический, оральный, пространственный, конструктивный, символический.

Диагностика содержит следующие упражнения: педагог просит ребёнка сделать кольцо из первого и каждого следующего пальца правой и левой руки; повторение движений рук “ладонь — кулак — ребро”; последовательное касание стола определёнными пальцами обеих рук; смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой руки; копирование фигур из палочек/ спичек по образцу. А также упражнения для артикуляторного аппарата: надувание щёк, вытягивание языка, цоканье языком. Педагог также просит ребёнка показать как надо здороваться и прощаться рукой, аплодировать, грозить пальчиком.

2. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ НАРУШЕНИИ ВОСПРИЯТИЯ

Нейропсихолог обследует развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и про­странственных отношений предметов, дифференцирован­ный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов (ощупывание) — создаёт основу для обоб­щенного и дифференцированного восприятия и для «формиро­вания образов реального предметного мира, создает ту пер­вичную базу, на которой начинает формироваться речь. А позже речь в свою очередь начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обоб­щая их.

Диагностика содержит упражнения на узнавание предметов и изображений предметов на картинке; узнавание геометрических фигур, букв; узнавание цвета; воспроизведение ритмов; узнавание предмета на ощупь по тактильному ощуще­нию (стереогноз), в этом случае восприятие и опознание про­изводится только по показу.

3. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ НАРУШЕНИИ ПАМЯТИ

Научные исследования доказывают, что мышление ребёнка раннего возраста во многом определяется памятью. Кроме того, память участвует в формировании по­ведения ребёнка, собственной его организации, мотивов по­ведения. В раннем возрасте у ребёнка память в некотором роде замещает мышление, для этого возраста мыслить — значит вспоминать. А у детей подросткового возраста память выполняет вспомогательную роль в мышлении, для них, как отмечал в своих научных трудах величайший советский психолог Лев Семёнович Выготский: “…вспоминать — это значит мыслить”. Важным пунктом при исследовании памяти явля­ется её связь с речью и речевая организация памяти.

Данная диагностика включает в себя упражнения для слухоречевой памяти на воспроизведение событий: педагог задают ребёнку вопросы «Расскажи, что ты вчера делал?», «А как ты отмечал прошлый новый год?»; повторение серии слов за педагогом: “Повтори: обед, суп, каша, ложка”; запоминание группы слов/ предложений/ текста и их повторение. Исследование зрительно-предметной памяти содержит упражнения на запоминание предметных картинок, геометрических фигур, убирание картинок с вопросом педагога: “Посмотри, что пропало?”. Также используется замещение одних фигур другими с последующим определение пропавшей фигуры.

4. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ НАРУШЕНИИ ВНИМАНИЯ

Здесь нейропсихолог исследует произвольный и непроизволь­ный процесс внимания ребёнка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Упражнения диагностики: педагог просит ребёнка найти предметы с недостающими или лишними элементами; объяснить “неправильные картинки” (у машины вместо колёс шарики); закрыть глаза и рассказать по памяти, что есть в кабинете.

Примечание: Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4—5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и рас­пределение внимания. У школьников первых 2—3 классов объем внимания в 2—3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке они могут сохранять не более 12—15 ми­нут.

5. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ НАРУШЕНИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Нейропсихолог диагностирует ребёнка начиная с изучения общей коммуника­тивной функции речи: понимания обращенной речи и невер­бальных средств — жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядо­вая речь. После этого исследуются произвольные формы уст­ной речи — повторение, называние предметов и действий, со­ставление фраз по картинкам и в ответах на вопросы, пере­сказы сюжетных картинок. Исследование понимания устной и письменной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха.

6. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ НАРУШЕНИИ ПИСЬМА

Психологическими предпосылками формирования письма являются сформированность всех выше перечисленных функций.

Известно, что генез письма и чтения отличается от генези­са устной речи, их мозговые основы также различны, поэтому нарушения или несформированность письма и чтения у ребёнка младшего школьного возраста будут иметь разные механизмы нару­шения и восстановления.

Упражнения диагностики: педагог просит ребёнка написать своё имя, фамилию; списать буквы из примера (печатные, прописные, заглавные, строчные); написать под диктовку простые слова 3-6 букв и короткие фразы; вставить в слова пропущенные буквы; разбить слова на слоги. Педагог предлагает ребёнку подписать картинку со словами: “Что здесь нарисовано?”.

7. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ НАРУШЕНИИ ЧТЕНИЯ

Чтение также является сложным психическим процессом, ко­торый имеет связь как с речью, так и с разными формами вос­приятия (акустическое, зрительное, оптико-пространственное, пространственное). Поскольку чтение относится и к речевым процессам, и к процессам восприятия, и к процессам целенаправленного поведения, то и формы алексии будут разные, и факторы, лежащие в их основе — тоже разные.

Диагностирующие упражнения: педагог предлагает ребёнку прочитать буквы по одной и назвать их; прочитать короткие слова; прочитать короткие и длинные предложения; соотнести прочитанный текст с картинкой.

8. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ НАРУШЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сюда относится наглядно-образное мышление, вербально-логическое мышление и психический процесс счёта.

Диагностика содержит упражнения: педагог просит ребёнка сложить из нескольких частей целый предмет (яблоко, грушу); разложить сюжетные картинки по порядку; решить математические задачи на сложение и вычитание; придумать задачу к математическому примеру; придумать антонимы слов; разложить картинки по группам (овощи, фрукты, мебель и т.д.). При исследовании навыков счёта педагог просит назвать заданные числа; определить какое число больше/меньше; показать единицы и десятки на заданном числе; произвести сложение, вычитание.

9. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ НАРУШЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Обычно нейропсихолог отслеживает эмоции ребёнка с самого начала приёма:  внимательно следит за его мимикой, взором, направлением взора, по­зой, руками и всем двигательным поведением ребёнка. Он отмечает общее настроение, контактность ре­бёнка, отношение к успеху (неуспеху), критичность к выполнению заданий.

Упражнения диагностики: педагог предлагает ребёнку ответить на ряд вопросов: “Скажи, эта добрая или злая картинка? Почему?”, “Эти картинки похожи или это одна и та же картинка?”, “Скажи, что здесь нарисовано?”. Просит нарисовать семью, себя, что-нибудь весёлое и печальное, злое и доброе.

Примечание: Эмоции, сопровождающие познавательную деятельность и обеспечивающие эффективность процесса познания, назы­ваются интеллектуальными, а эмоции, играющие исключи­тельную роль в становлении личности ребёнка, его активной жизненной позиции, называются нравственными эмоциями, на основе которых развиваются такие черты личности как гуман­ность, отзывчивость, доброта. Основа этих эмоций за­кладывается уже в возрасте 3-4 лет.

ЧЕМ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН НЕЙРОПСИХОЛОГ?

Задача нейропсихолога — сформировать функционал структур мозга, запустить работу мозга искусственным путём, чтобы структуры мозга функционировали полноценно на данный возраст ребёнка.

Иными словами, это зна­чит, что есть объективная научно обоснованная возмож­ность сконструировать и построить несформирован­ную или нарушенную высшую психическую функцию сначала во внешней, материаль­ной форме (“на рабочем столе”), а затем постепенно сокра­тить её, автоматизировать и перевести на уровень «в уме».

И в первую очередь, нейропсихологу помогает в этом нейропсихологическая диагностика, которая имеет структурно-динамический характер. Это означа­ет, что при обследовании ребёнка нейропсихолог не только обнаруживает дефект, но и отслеживает его динамику особыми методами, что позволяет уточнить состояние мозговых зон — их повреждение или дисфункцию. А это в свою очередь позволяет увидеть возможности и направление реабилита­ционной работы, зону ближайшего разви­тия ребёнка.

Дополнительно рекомендуем ознакомиться с компетенциями и направлениями работы наших специалистов: логопед, дефектолог, нейродефектолог.

0 Элемент |
Просмотр корзины