Нейродефектолог: современный подход к дефектологии

ЧТО ТАКОЕ НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЯ?

Нейродефектология — это современное научное направление, находящееся на стыке наук нейропсихологии, нейрофизиологии и коррекционной педагогики. Нейродефектолог изучает особенности деятельности мозга и высшие психические функции детей с психическими недостатками. При применении нейродефектологических приёмов, идёт работа сразу с рядом высших психических функций, таких как: внимание, восприятие, память, мышление речь, а также моторика, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль.

Одним из направлений нейропсихологической направленности является развитие и становление межполушарных взаимодействий. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека. Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка, происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложностям в обучении.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИСТАВКА "НЕЙРО"?

Приставка “нейро” связана с  термином “нейронаука” — это междисциплинарные области знаний, занимающиеся изучением нейронных процессов. Традиционно это было прерогативой неврологии, а затем нейропсихологии, однако сейчас нейронауки включают в себя целый ряд областей, в том числе нейродефектологию. Включение в программу обучения дефектолога в ВУЗе, основ нейропсихологии и медицинских знаний, поднимает его на принципиально иной уровень. Оно рассчитано на воспитание специалистов нового времени, способных видеть не только внешнюю картину дефектологических синдромов, но и их внутренние причинные мозговые механизмы.

Центральным вопросом нейронауки является понимание «Каким образом мозг связан с наблюдаемым поведением?”.

По мнению социологов, причиной феноменальной популярности наук о мозге, является открытие нейропластичности — изменения структуры и функционирования мозга в процессе обучения, социального взаимодействия, выполнения профессиональных обязанностей, следования нормам поведения определенной культуры.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГ

Профессиональные компетенции нейродефектолога включают в себя:

    • знание методов и методик нейропсихологической диагностики и коррекции;
    • знание актуальных теоретических проблем и принципов нейродефектологии и нейропсихологии познавательной деятельности лис с нарушениями в развитии;
    • знание видов, особенностей психометрической проверки диагностического и методического инструментария, необходимого для осуществления комплексного сопровождения лиц с нарушениями в развитии;
    • знание специфики и содержания принципов детерминизма,развития, историзма, объективности при проведении научного исследования познавательной деятельности в нейродефектологии;
    • умение определять достоинства и недостатки программ и мероприятий нейропсихологической и нейрофизиологической диагностики, коррекции и реабилитации;
    • умение разрабатывать авторские диагностические и методические инструментарии для осуществления экспертной оценки, проведения психодиагностического обследования;
    • умение разрабатывать планы, ставить цели и задачи, подбирать методы и описывать результаты научного исследования в области нейродефектологии;
    • знание технологий психолого-педагогической реабилитации лиц с особыми образовательными потребностями;
    • умение оказать комплексное сопровождение лицам с речевой патологией, лицам с расстройствами аутистического спектра.

Дополним перечень умением проектировать программы диагностики, реабилитации и социализации лиц с нарушениями в развитии. Таким образом, нейродефектолог должен знать закономерности психофизиологического развития ребёнка и закономерности нарушений данного развития, характеристики психофизиологического развития ребёнка, методы нейропсихологической диагностики и обследования детей с учётом возраста, и уметь разрабатывать авторские коррекционные программы для каждого возрастного периода.

Подробные симптомы и причины для обращения к нейродефектологу приведены в описании Консультации нейродефектолога.

0 Элемент |
Просмотр корзины