Глоссарий терминов

А

Абилитация — первоначальное формирование нарушенной спо-собности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития).

Абулия — нарушение волевой регуляции поведения.

Аграмматизм нарушение речевой деятельности, проявляющееся в неправильном использовании грамматических средств языка.

Аграфия нарушение письма (неспособность соединять буквы в слоги, слоги в слова).

Адаптация в широком смысле понимается как приспособление человека к окружающим условиям.

Адаптация психологическая — приспособление человека как личности к существованию в обществе (в микро- и макросоциальной среде) в соответствии с требованиями этого общества и соб-ственными потребностями, мотивами и интересами.

Акалькулия нарушение способности к счету.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

Анамнез подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, полученные от ребенка и его родителей.

Артикуляция деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи.

Атаксия расстройство координации движений.

Аутизм состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, отрывом от реальности, уходом в себя, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостыо в контактах со средой. Ранний детский аутизм впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером (1943).

Афазия полная или частичная утрата способности к речевой деятельности, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афония неспособность к звучной и громкой речи при сохранности шепотной.

Афразия неспособность построить осмысленную фразу.

Б

Безбарьерная среда — комплекс мер для обеспечения доступ-ности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества.

Брадилалия — патологическая замедленность речи.

Г

Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания) — синдром двигательной расторможенности, выражающийся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению, концентрации внимания на объекте.

Гипокинезия снижение двигательной активности.

Гипоксия кислородное голодание организма.

Глухие (неслышащие) дети — это дети с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса.

Д

Декомпенсация рецидив (повторение, возврат) функциональных нарушений, т.е. процесс, обратный компенсации.

Депривация — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей; может характеризоваться выраженными отклонениями в интеллектуальном и эмоциональном развитии, нарушением социальных контактов.

Дети с трудностями в обучении — дети с нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития.

Детский церебральный паралич поражение двигательных центров мозга, вследствие чего наблюдаются различные психомоторные нарушения.

Дефект физический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии (в современной литературе практически не используется).

Дефектология интегрированная область научного знания, соединяющая клинико-физиологическое и психолого-педагогическос направления исследований процессов развития, обучения и носиитания детей с особенностями психофизического развития.

Диагностика (педагогическая) — процесс определения резуль-татов деятельности ребенка и педагога с целью анализа, оценивания и корректировки обучения.

Дизартрия — нарушение произносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной ин-нервацией речевого аппарата.

Дисграфия — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) рече-вого аппарата.

Дислексия — частичное (полное) нарушение процессов чтения.

З

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Заикание (логоневроз) — нарушение темпоритмической организации речи, ее плавности, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

И

Интеграция — в широком смысле: включение человека в соци-альную жизнь; в узком смысле: включение ребенка или детей с осо-бенностями психофизического развития в обычною школу.

Интегрированное обучение и воспитание — организация спе-циального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.

Инфантилизм — сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту.

К

Компенсация — возмещение в той или иной мере неразвитых, нарушенных или утраченных функций и состояний за счет пере-стройки или усиленного использования сохранных функций.

Коррекция — система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений.

Л

Лечебная педагогика — отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физических и психических дефек-тов (в современной литературе практически не используется).

Лицо с особенностями психофизического развития — лицо, имеющее физическое и (или) психическое нарушения, препятству-ющие получению образования без создания для этого специальных условий.

Логопедия — наука о нарушениях речи, а также методах их вы-явления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Н

Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.

Норма — установленная мера, средняя величина чего-либо:

  • норма индивидуальная — индивидуальные особенности развития и саморазвития ребенка;
  • норма предметная — знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования);
  • норма социально-возрастная — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа.

Нормальное развитие — относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию.

О

Обучение на дому — организация специального образования, при которой освоение соответствующих учебных программ лицом с особенностями психофизического развития, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим учреждение образования, осуществляется на дому.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.

Олигофрения — отставание в умственном развитии органического генеза, наступившее в результате воздействия вредных факторов в период внутриутробного развития плода, родов или в первые два года жизни (термин используется как клинический диагноз).

Олигофренопедагогика — отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

П

Патология — биологический процесс появления нового качества, болезненного состояния.

Патронаж — особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Педагогическая запущенность — устойчивое отклонение в со-знании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.

Педагогическая интеграция — комплекс педагогических мер, направленных на формирование способности к усвоению учебного материала и овладению способами учебных действий детьми с особенностями психофизического развития.

Педагогическая поддержка — система средств в деятельности педагога, которая обеспечивает оказание профессиональной (коррекционно-педагогической) помощи в индивидуальном развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, в самоактуализации и самореализации ребенка.

Пограничная умственная отсталость — состояние между нормальным психическим развитием и легкой степенью интеллектуальной недостаточности (в современной литературе практически не используется).

Психический дизонтогенез — различные формы нарушений онтогенеза (развития индивида).

Психодиагностика — область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психокоррекция — направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.

Психолого-медико-педагогическая комиссия — коллегиальный орган, осуществляющий выявление индивидуальных характеристик психического развития при различных вариантах дизонтогенеза с целью определения образовательного маршрута (программы развития), соответствующего психофизическим возможностям ребенка.

Психолого-медико-педагогическое обследование — изучение с использованием специальных методов и методик индивидуальных особенностей личности ребенка, развития его познавательной и эмоционально-волевой сфер, потенциальных возможностей и состояния здоровья в целях определения специальных условий для получения образования.

Психолого-педагогическое сопровождение — комплексный способ поддержки ребенка, предполагающий взаимодействие с ним в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Психопатия — патология характера, при которой у человека наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Р

Ранняя комплексная помощь — система мер, включающая вы-явление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.

Реабилитация — восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.

Риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроизношспия, обусловленное анатомо-физиологическими изменениями в строении речевого аппарата.

С

Синдром раннего детского аутизма — клиническая модель особого искаженного варианта нарушения психического развития, при котором отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно.

Синкинезия — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным (движения рук при ходьбе).

Социализация — двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы социальных связей индивидом.

Специальные условия для получения образования — условия обучения и воспитания, в том числе специальные учебные программы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицами с особенностями психофизического развития.

Сурдопедагогика — предметная область дефектологии (коррекционной педагогики), представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.

0 Элемент |
Просмотр корзины