ЗПР у ребёнка: какие сферы развития страдают при ЗПР?

ЗПР у ребёнка: какие сферы развития страдают при ЗПР? Милатан

ЧТО ТАКОЕ ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)?

Как отмечает Людмила Борисовна Баряева, советский дефектолог, доктор педагогических наук, понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Задержки развития могут быть обусловлены разными причинами: негрубыми внутриутробными поражениями центральной нервной системы, лёгкими родовыми травмами, недоношенностью, инфекционными заболеваниями на ранних этапах жизни ребёнка, воздействием ряда других факторов.

Согласно классификации Клары Самойловны Лебединской, советского психиатра и дефектолога, существуют следующие варианты задержки психического развития:

— церебрально-органического генеза;

— по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;

— соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма);

— психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация);

— вследствие педагогической запущенности.

Недостатки в развитии сенсорной сферы у детей с ЗПР проявляются не только в недостатках сенсорно-перцептивной деятельности. Трудности усвоения эталонных представлений о цвете, форме, величине, недостаточность пространственных и временных ориентировок не обеспечивают должной чувственной базы для развития мышления и речи. С другой стороны, незрелость внутриречевых механизмов, слабость словесной регуляции не позволяют ребёнку на должном уровне обобщать сенсорный опыт и использовать его в своей деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ПРИ ЗПР

Основной тезис: Задержка психического развития является тем типом психического дизонтогенеза, для которого характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Дети с задержкой психического развития имеют существенные особенности развития ориентировочно-исследовательских действий:
— они не умеют обследовать предмет;
— используют неадекватный предмету и его свойствам методы обследования;
— не проявляют выраженной ориентировочной активности;
— длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Особенности ориентировочно-исследовательских действий могут служить диагностическим показателем при определении уровня развития познавательной сферы у детей с нормой и задержкой развития.

Как правило, обследуя на нейродефектологической диагностике ориентировочно-исследовательские действия ребёнка с задержкой психического развития, отмечаются следующие особенности:

— несформированность ориентировочно-исследовательских действий при восприятии цвета, формы, величины.

Если ребёнка попросить принести зелёный шарик из корзины с шариками, он может принести жёлтый вместо зелёного. Или на просьбу “положи красный шарик в жёлтый контейнер”, достать жёлтый шарик вместо красного.

— недостаточная практическая ориентировка на форму и величину.

Ребёнок может путать кубик с шариком. На вопрос “где кубик?” показывать на шарик и наоборот.

— также может присутствовать общая пассивность ориентировочно-исследовательских действий.

Когда ребёнок не проявляет интерес к игре, не хочет доставать шарики или кубики из контейнера.

Приведём ещё один “маркер”, который сразу должен бросаться в глаза родителям. На примере простой разрезной картинки из 3-4 частей. Как правило, ребёнок с ЗПР не может выделить основные элементы предметов, изображённые на картинке, затрудняется в пространственном соотношении деталей картинок и не справляется с заданиями на достраивание целостного образа по какой-либо его части.

Исходя из опыта, отметим, что при отставании в развитии у ребёнка, довольно часто родители не понимают его истинного состояния, предъявляют к нему незначительные или чрезмерные требования, бывают некритичны к характеру деятельности и поведения.

Именно поэтому на семинарах и видео-курсах “Мамской школы” Людмила Викторовна обучает в первую очередь родителей, как заниматься воспитанием и коррекционным обучением ребёнка с нарушениями в развитии, в том числе развивать познавательную сферу, ориентировочно-исследовательские действия.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ЗПР

Речевое развитие детей с ЗПР характеризуется следующими особенностями: ограниченностью словарного запаса, своеобразием формирования словообразовательных процессов, трудностью понимания и употребления сложных грамматических конструкций, специфичностью формирования письменной речи, недостаточностью регулирующей функции речи.

Наряду с дефицитарностью различных психических функций у детей с ЗПР отмечаются речевые нарушения, ниже выделим их основные аспекты:

1. Расстройства речи носят комплексный характер и затрагивают все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексическую, грамматическую. Также присутствует несформированность устной и письменной речи, импрессивной и экспрессивной форм.

2. Наиболее распространенными при ЗПР являются полиморфные нарушения звукопроизношения.

3. По характеру нарушений звукопроизношения преобладают смешения, замены и искажения звуков. Дефекты звукопроизношения часто сочетаются с недостаточностью слухоречевой дифференциации и фонематических функций.

4. Также наблюдается несформированность речеслухового восприятия и дифференциации звуков.

5. Недостаточная сформированность речевой моторики различной качественной характеристики и степени выраженности. Выявленные нарушения речевой моторики позволяют судить о недостаточности кинестетических ощущений артикуляторных поз и движений, свидетельствуют о нарушении кинетической организации двигательного акта органов артикуляции.

6. Затруднена мелкая моторика пальцев рук. Это находит отражение в дискоординации движений, их замедленности, в трудностях усвоения последовательности и переключаемости.

7. Также характерна несформированность процессов интонационной выразительности речи. При ЗПР ребёнок существенно затрудняется в восприятии и дифференциации различных видов интонационных структур, ему сложно не только самостоятельно воспроизвести необходимую интонацию, но и имитировать её.

8. При ЗПР стоит отметить и недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определённое влияние на способность ребёнка выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.

ДИАГНОСТИКА ЗПР

Задержка психического развития является тем типом психического дизонтогенеза, для которого характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. В следствии этого, биологический и психологический возраст у ребёнка не совпадают. Например, при биологическом возрасте 4,5 года, психологический возраст ребёнка составляет 1-1,5 года.

При наблюдении каких-либо из перечисленных выше признаков в развитии ребёнка, мы рекомендуем обратиться за Консультацией к нейродефектологу.

В основу нейродефектологической диагностики заложен качественный анализ анамнеза и результатов обследования ребёнка. Качественный анализ включает в себя особенности отношения ребёнка к заданию, т. е. особенности мотивации к деятельности, способы ориентировки в условиях задания, понимание и осознание речевой инструкции, способность действовать в соответствии с определенным образцом или инструкцией, особенности программирования деятельности, способы решения предложенной задачи, умение контролировать себя, замечать и исправлять свои ошибки, оценивать результат (особенности саморегуляции и критичность), характер сотрудничества с педагогом (в том числе обучаемость).

Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем у ребёнка и организацию коррекционной работы в рамках Занятий с нейродефектологом в сензитивные сроки.

0 Элемент |
Просмотр корзины