Зрительное восприятие — это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.
Зрительное восприятие, являясь сложным системным процессом, включает различные операции:
— кодирование и анализ свойств объекта (форма, цвет, размер, расстояние до объекта);
— идентификацию (опознание) объекта;
— оценка его значимости;
— принятие решения мозгом в соответствии с мотивом и конкретной когнитивной задачей.
Первоначальный этап формирования зрительного восприятия заключается в обнаружении объекта, различении и выделении его информативных признаков, затем происходит интеграция в целостное перцептивное образование, т.е. образуется зрительный образ на основе комплекса воспринятых признаков.
Следующий этап — соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталонами памяти позволяет произвести категоризацию, т.е. принять решение о классе, к которому относится объект.
Что касается эталонов, хранимых в памяти ребёнком. Это как большая “база данных”, включающая в себя память о всех предметах, которые ребёнок потрогал и увидел, проманипулировал с ними. Это любые игрушки, различные виды тканей/поверхностей, бабушкины клубки и вязаные вещи, плетёные корзины, растения и много всего прочего. Если у ребёнка скудный тактильный и сенсорный опыт в раннем детстве, например, когда родители дают ребёнку телефон для просмотра “передач” с самого раннего возраста 1-2 года, то и “база данных” будет минимальная.
Одним из подходов к оценке зрительного восприятия на поведенческом уровне является выделение его компонентной структуры, включающей: зрительно-пространственное восприятие, помехоустойчивость, константность, зрительно-моторную интеграцию, обеспечивающие адекватное отражение предметов и явлений окружающего мира.
Индивидуальное развитие различных структур мозга, вовлекаемых в процесс восприятия, идёт не одновременно и достигает определенного уровня зрелости, характерного для взрослых, на разных этапах онтогенеза. Следствием этой гетерохронности развития мозговых структур и особенностей их взаимосвязей является специфика функционирования зрительного восприятия в различные возрастные периоды (как мы помним мозг человека развивается до 17-18 лет).
Отметим, что в возрасте 5-7 лет у ребёнка существенно изменяется характер системы зрительного восприятия, соответствующий интенсивному созреванию корковых зон, что позволяет рассматривать этот период как сенситивный в развитии зрительной функции.