Зрительное восприятие и его роль в развитии ребёнка

Зрительное восприятие и его роль в развитии ребёнка Милатан

ЧТО ТАКОЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Зрительное восприятие —  это совокупность процессов построения зрительного образа  мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Зрительное восприятие, являясь сложным системным процессом, включает различные операции:

— кодирование и анализ свойств объекта (форма, цвет, размер, расстояние до объекта);

— идентификацию (опознание) объекта;

— оценка его значимости;

— принятие решения мозгом в соответствии с мотивом и конкретной когнитивной задачей.

Первоначальный этап формирования зрительного восприятия заключается в обнаружении объекта, различении и выделении его информативных признаков, затем происходит интеграция в целостное перцептивное образование, т.е. образуется зрительный образ на основе комплекса воспринятых признаков.

Следующий этап — соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталонами памяти позволяет произвести категоризацию, т.е. принять решение о классе, к которому относится объект.

Что касается эталонов, хранимых в памяти ребёнком. Это как большая “база данных”, включающая в себя память о всех предметах, которые ребёнок потрогал и увидел, проманипулировал с ними. Это любые игрушки, различные виды тканей/поверхностей, бабушкины клубки и вязаные вещи, плетёные корзины, растения и много всего прочего. Если у ребёнка скудный тактильный и сенсорный опыт в раннем детстве, например, когда родители дают ребёнку телефон для просмотра “передач” с самого раннего возраста 1-2 года, то и “база данных” будет минимальная.

Одним из подходов к оценке зрительного восприятия на поведенческом уровне является выделение его компонентной структуры, включающей: зрительно-пространственное восприятие, помехоустойчивость, константность, зрительно-моторную интеграцию, обеспечивающие адекватное отражение предметов и явлений окружающего мира.

Индивидуальное развитие различных структур мозга, вовлекаемых в процесс восприятия, идёт не одновременно и достигает определенного уровня зрелости, характерного для взрослых, на разных этапах онтогенеза. Следствием этой гетерохронности развития мозговых структур и особенностей их взаимосвязей является специфика функционирования зрительного восприятия в различные возрастные периоды (как мы помним мозг человека развивается до 17-18 лет).

Отметим, что в возрасте 5-7 лет у ребёнка существенно изменяется характер системы зрительного восприятия, соответствующий интенсивному созреванию корковых зон, что позволяет рассматривать этот период как сенситивный в развитии зрительной функции.

НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

При нарушении зрительного восприятия наблюдается задержка развития обследования предметов. К моменту поступления в школу, уровень развития обследования предметов у ребёнка с нарушениями зрительного восприятия соответствует уровню развития такового у нормотипичного ребёнка более раннего возраста.

Поэтому в процессе коррекционной работы с ребёнком основное внимание уделяется формированию умения целенаправленно зрительно обследовать любые предметы. На начальных этапах сенсорного обучения это обследование осуществляется с помощью внешних развёрнутых перцептивных действий.

Т.е. ребёнка необходимо максимально познакомить с внешним миром, дать максимально богатый сенсорный опыт, чтобы в последствии к 3-4 годам он мог его словесно описать. Это касается и коррекционного процесса и обычного процесса обучения для нормотипичного ребёнка.

В процессе предметно-практической деятельности педагог обучает ребёнка активному поиску существенных элементов; разделению признаков на информативные и неинформативные; развивает способности выделять специфическое сенсорное содержание, адекватное стоящей перед ребёнком задаче. В последствии для формирования обобщенных образов предметов окружающего мира необходимо знакомить ребёнка с максимально большим числом вариантов предметов и изображений одного класса, различающихся количеством и качеством признаков.

Здесь мы говорим о знакомстве с различными материала. Например, стакан из стекла, из пластика, из глины, из фарфора. Рубашка из ситца, шёлка, трикотажа и т..д. Это и различные нитки: шерстяные, хлопковые, толстая пряжа и тонкая пряжа. Тут важно абсолютно всё.

Речевые нарушения у ребёнка, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций, в том числе это трудности восприятия сюжетных картин, о чём свидетельствуют ошибки в узнавании изображённых объектов и объяснении действий, движений.

Вспомните с какой скоростью двигаются герои в современных мультиках? Просто с космической! Они бегают, прыгают, машут руками или топают ногами на месте по 20-30 раз за пару секунд! Что может ребёнок понять в движении главных героев, если человечек только присел, затем подпрыгнул как пружинка и прыгнул через всю комнату?

А теперь вспомните Советские мультики, в которых все движения медленные и понятные. Где видно как мишка или зайка наклоняются, берут грибочек и кладут в корзинку. Эти мультики понятны и сюжетная линия и образы главных героев, и окружающая действительность.

Ранее мы анализировали различия между Советскими и современными мультика.

У тех детей, которые постоянно смотрят в телефоне/планшете мультики, наблюдается низкий уровень зрительно-слухового восприятия и недоразвитие речи. При показе ребёнку карточек с картинками, где изображён мишка, он видит мишку, но не всегда может назвать его мишкой/медведем, и не может назвать что он делает (собирает ягоды, гуляет по лесу и т.д.). Вот такая связь. И она работает в оба направления и мы получаем, что несформированность зрительно-слухового восприятия “тормозит” развитие речи.

0 Элемент |
Просмотр корзины