Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): этиология и симптоматика

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): этиология, проявление и рекомендации Милатан

ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется у ребёнка в трудности сконцентрировать или сосредоточить внимание, он легко переключается с одного вида деятельности на другой, при этом не заканчивает предыдущее задание, присутствует рассеянность, невнимательность, тревожность, а также проявление девиантных форм в поведении. Основанием для заключения постановки диагноза этого синдрома, является именно расстройство внимания.

Симптомы СДВГ проявляются в младшем дошкольном возрасте в 3 года, а первые “ухудшения” к началу обучения в школе в 6-7 лет. У школьников начальных классов 1-4 классов симптомы выражены достаточно отчётливо.

Как правило, для СДВГ характерны следующие особенности:

— среди мальчиков симптомы расстройства выявляются в 3 раза чаще, чем среди девочек;

— развитие когнитивных психических функций при СДВГ также страдают: показатели внимания, памяти и мышления ниже возрастной нормы. Кроме того, у ребёнка повышается уровень тревожности, агрессии, эмоциональная устойчивость ниже нормы.

— медико-биологические факторы играют доминирующую роль в развитии СДВГ. Риск развития синдрома выше, если в период беременности у женщины имелся отягощенный акушерский анамнез, хронические заболевания до рождения ребёнка. Считается, что этиологическими факторами заболевания могут служить наследственная предрасположенность, осложнения в течении беременности и родов, постнатальные заболевания у ребёнка. В 60% случаев этиология СДВГ носит комбинированный характер.

Для справки: этиология СДВГ предполагает, что в основе дефицита внимания лежит низкий уровень возбуждения корковых структур головного мозга, особенно лобных его отделов. Понижение уровня возбуждения, по мнению автора, вызвано повышением порога восприятия сенсорных стимулов всех модальностей. Поэтому для компенсации понижения возбуждения организм вынужден прибегать к своеобразной стимуляции коры головного мозга через двигательные центры.

Симптомы СДВГ до недавнего времени рассматривались в общей клинической картине минимальных мозговых дисфункций. Однако высокая распространённость синдрома привела к необходимости выделения его в отдельную нозологическую единицу.

ФОРМЫ СДВГ

В настоящее время, согласно характерным признакам СДВГ, выделяют несколько форм этого синдрома: субклиническую, астеническую и реактивную.

1. Для субклинической формы характерны невнимательность, повышенная утомляемость, но с помощью самоконтроля ребёнок может несколько скорректировать свою деятельность. Поведение детей этой группы не отличается чем-то особенным от нормотипичных, их выделяют только на основании теста Тулуз-Пьерона.

2. При астенической форме отмечается повышенная умственная утомляемость. Как правило ребёнок тихий, бледный, часто болеющий и постоянно утомлённый. На занятиях или уроках в школе он сидит с отсутствующим взглядом, смотрят «в никуда», а на переменах бегает и играет, как все остальные дети. Присутствует несформированность произвольного внимания.

3. Реактивная форма: при этой форме ребёнок выглядит исключительно деятельными, но фактически — это двигательная расторможенность, неуправляемая реактивность, возбудимость и утомляемость. Ребёнок трогает всё, что попадается ему на глаза, берёт в руки даже те вещи, которые ему не нужны. Своё поведение он не контролирует, сначала действует, а потом думает и анализирует.

Для справки: Согласно научным исследованиям, установлено, что у 43% матерей детей с астенической формой во время беременности была диагностирована анемия. Гестоз беременности преобладал у матерей детей с субнормальной формой.

В МКБ-11 СДВГ представлен несколькими формами:

— 6A06.0 Синдром дефицита внимания и гиперактивности, представленное преимущественно невнимательностью (СДВ);

— 6A06.1 Синдром дефицита внимания и гиперактивности, представленное преимущественно гиперактивностью (СДГ);

— 6A06.2 Синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью;

— 6A06.Y Другие уточненные синдромы дефицита внимания и гиперактивности;

— 6A06.Z Синдром дефицита внимания и гиперактивности, неуточненные.

СИМПТОМЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ СДВГ У РЕБЁНКА

Как мы уже говорили, синдром дефицита внимания и гиперактивности — нозологическая категория, описывающая хроническое расстройство поведения в детском возрасте.

Клиническими проявлениями СДВГ являются:

— двигательное беспокойство, когда ребёнок часто что-то теребит руками, перебирает пальцами, болтает ногами сидя на стуле, вертится;

— невозможность усидеть на одном месте;

— лёгкая отвлекаемость, т.е. ребёнок отвлекается на любой посторонний шум, шорох, домашнее животное, свои воспоминания, движения своих рук/ног;

— импульсивность поведения и мыслительной деятельности;

— неспособность учиться на своем опыте и на сделанных ошибках;

— недостаток внимания, что выражается в невозможности сконцентрироваться, лёгкой переключаемости с одного задания на другое без доведения начатого дела до конца, рассеянность;

— болтливость и частое перебивание собеседника;

— недостаток чувства опасности.

Как отмечает Людмила Викторовна, специфика интеллектуальной деятельности ребёнка с СДВГ заключается в цикличности. Время, в течение которого ребёнок может продуктивно заниматься, очень незначительно и может не превышать 5-15 минут, по истечении которых он теряют контроль над умственной активностью. Как это происходит? Ребёнок встаёт со стула, никакие уговоры сесть и продолжить занятие не действуют, или кладёт карандаш и “витает в облаках”, опять таки не обращая внимание на устные инструкции педагога. Таким образом, эти 5-10 минут мозг ребёнка “отдыхает”, накапливая энергию и силы для следующего цикла. Умственная активность восстанавливается и ребёнок снова может продуктивно заниматься 5-15 минут, после чего мозг снова “отключается”, и цикл повторяется.

Если интеллектуальная работа ребёнка хорошо организована, продумана и распределена так, что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение проходит очень эффективно. Чем дольше ребёнок занимается, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время отдыха пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон.

В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребёнок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе. Например, в школе на уроке он может “отключиться” несколько раз и многое упустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестаёт понимать, о чём идёт речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения не связаны между собой и нет “общей картины”, что он и выносит с урока. Как результат, не записанные в тетрадь задачи по математике, пропущенные предложения по русскому языку, “отрывки” из разных задач, которые собраны в одну задачу/упражнение. Как правило в школьном возрасте ребёнок уже действует по “своим алгоритмам”, и с каждым годом они закрепляются всё больше, становясь препятствиями для дальнейшего успешного обучения.

ДИАГНОСТИКА СДВГ

Очень большое значение имеет своевременная диагностика и комплексная реабилитация симптомов этого поведенческого расстройства у ребёнка. Для этой цели нейродефектолог в рамках нейродефектологической диагностики применяет комплекс психодиагностических методик, в том числе тест Тулуз-Пъерона, специфичного для данного расстройства, который позволяет достаточно точно выявить СДВГ.

Возраст 5-7 лет — это критический период для формирования функциональных систем центральной нервной системы, в частности произвольной регуляции внимания и моторного контроля. Поэтому высокая двигательная активность и повышенная отвлекаемость свойственны большинству детей дошкольного возраста. В связи с чем, выявление в этой группе детей с СДВГ несколько затруднено.

Отметим, что важно не путать данное расстройство с темпераментом ребёнка. У ребёнка с так называемым «активным» темпераментом эти черты выражены сильнее. Однако если они в целом не создают для ребёнка проблем ни в семье, ни в школе, и не приводят к нарушениям поведения, учёбы, социального развития, то об СДВГ речь не идёт. СДВГ — крайнее проявление спектра «активного» темперамента, при котором гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания выражены настолько сильно, что значительно затрудняют обучение, социальную адаптацию и в целом психологическое развитие ребёнка. Это специфическая характеристика СДВГ, поскольку, в отличие от многих других расстройств, сопровождающихся аномальными проявлениями, СДВГ является скорее спектральным расстройством, чрезмерным проявлением особенностей, характерных и для нормального поведения. Это создаёт определенные трудности в диагностике, особенно при легких формах СДВГ, ведь граница между нормой и патологией очень условна.

Учитывая всё вышесказанное, большое значение имеет своевременная диагностика и ранняя комплексная реабилитация симптомов данного поведенческого расстройства.

Коррекционное обучение при СДВГ в детском возрасте позволяет преодолеть отставание в нервно-психическом развитии ребёнка и заложить “фундамент” поведения, умения концентрироваться и удерживать фокус внимания, что обязательно пригодится в более старшем возрасте. При отсутствии своевременной коррекции у половины детей симптомы сохраняются и во взрослой жизни, влияя на профессиональную карьеру и социальный статус, а у 6-8% развиваются психопатологические нарушения в виде антисоциальных расстройств.

0 Элемент |
Просмотр корзины