В настоящее время, согласно характерным признакам СДВГ, выделяют несколько форм этого синдрома: субклиническую, астеническую и реактивную.
1. Для субклинической формы характерны невнимательность, повышенная утомляемость, но с помощью самоконтроля ребёнок может несколько скорректировать свою деятельность. Поведение детей этой группы не отличается чем-то особенным от нормотипичных, их выделяют только на основании теста Тулуз-Пьерона.
2. При астенической форме отмечается повышенная умственная утомляемость. Как правило ребёнок тихий, бледный, часто болеющий и постоянно утомлённый. На занятиях или уроках в школе он сидит с отсутствующим взглядом, смотрят «в никуда», а на переменах бегает и играет, как все остальные дети. Присутствует несформированность произвольного внимания.
3. Реактивная форма: при этой форме ребёнок выглядит исключительно деятельными, но фактически — это двигательная расторможенность, неуправляемая реактивность, возбудимость и утомляемость. Ребёнок трогает всё, что попадается ему на глаза, берёт в руки даже те вещи, которые ему не нужны. Своё поведение он не контролирует, сначала действует, а потом думает и анализирует.
Для справки: Согласно научным исследованиям, установлено, что у 43% матерей детей с астенической формой во время беременности была диагностирована анемия. Гестоз беременности преобладал у матерей детей с субнормальной формой.
В МКБ-11 СДВГ представлен несколькими формами:
— 6A06.0 Синдром дефицита внимания и гиперактивности, представленное преимущественно невнимательностью (СДВ);
— 6A06.1 Синдром дефицита внимания и гиперактивности, представленное преимущественно гиперактивностью (СДГ);
— 6A06.2 Синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью;
— 6A06.Y Другие уточненные синдромы дефицита внимания и гиперактивности;
— 6A06.Z Синдром дефицита внимания и гиперактивности, неуточненные.