Почему мы решили обратиться к этому вопросу? На самом деле, проблема приучения ребёнка дошкольного возраста к труду сейчас очень актуальна и она включает в себя несколько аспектов.

Почему мы решили обратиться к этому вопросу? На самом деле, проблема приучения ребёнка дошкольного возраста к труду сейчас очень актуальна и она включает в себя несколько аспектов.
Во-первых, сейчас не все родители учат своих деток навыкам самообслуживания, в том числе складывать и убирать за собой игрушки. Мамы делают это сами. Безусловно, и количество самих игрушек минимизируется при этом. И мамы делают это абсолютно осознанно, объясняя это тем, что они сами разложат игрушки так как им надо без участия ребёнка.
Во-вторых, в понятие труда входит и обучение. Ребёнок научается правильно держать карандаш, уметь им писать, прописывать палочки, квадраты, круги, а затем цифры и буквы, а также считать и читать — для него это труд. Отметим, что задача педагога научить ребёнка, чтобы он вынес свои умения и навыки “за рамки” кабинета. Но без занятий дома, ведь как мы помним, повторение — мать учения, без настойчивости со стороны родителей, закрепление знаний идёт медленно и ждать результата приходится долго. Учитывая тот факт, что к дефектологу на занятия ходят детки с нарушениями в развитии, речи, для них обязательны занятия дома и повторение пройденного материала.
В-третьих, это повседневное использование смартфонов маленькими детьми. И вот эту проблему мы хотели бы рассмотреть поподробнее.
Вот, что отмечал про трудовое воспитание в семье Виктор Александрович Панков, советский педагог:
«Начальные трудовые навыки ребёнок получает в семье задолго до поступления в школу. Семья в Советском государстве не только хранительница традиций нашего общества, она вносит свои индивидуальные особенности в посильный труд ребёнка, воспитывает в нём не потребительское отношение, а любовь к труду, потребность трудится, приносить пользу людям.
Труд ребёнка начинается с самого простого и, казалось бы, малозначащего задания: “Подай пожалуйста ложку. Принеси соль. Открой дверь” И ребёнок сначала с удовольствием выполняет эту несложную работу. Но уже с этого вроде бы игрового момента и начинается труд.»
В младшем дошкольном возрасте в 3-4 года особое внимание уделялось труду по самообслуживанию — это умывание, одевание, раздевание, и хозяйственно-бытовому труду — это умение поддерживать и наводить порядок в своей игровой зоне, на полочках, на столе, умение полить цветы, сложить свои вещи и одежду. А в более старшем возрасте в 6-7 лет в трудовое воспитание “подключались” игры, связанные с будущими профессиями. Например, игры в строителя, врача, повара-кондитера, ветеринара, учителя и многие другие.
Сейчас же трудовое воспитание многим детям заменил смартфон в руках, но как он пригодится им во взрослой трудовой жизни? На работе нужно работать, там нет времени смотреть Tik Tok, ВК, а в некоторых компаниях смартфон запрещено не только использовать в рабочее время, но проносить на территорию компании, предприятия.
Так как же сложится пазл? Если в дошкольные и школьные годы ребёнка приучали к смартфону, а на работе играть и смотреть рилсы нельзя, а нужно трудится? А после работы заниматься домашними и семейными делами? Есть над чем задуматься, уважаемые родители. Ведь как говорится, что посеешь, то и пожнёшь.
Каждая мамочка желает чтобы её ребёнок в будущем был самостоятельным. Чему мы можем научить детей, и мальчиков и девочек в повседневной жизни дома? Мальчиков и девочек 4-5 лет можно научить подметать полы, они с удовольствием вам помогут, помыть полы моющими швабрами либо руками. Девочки могут помыть посуду мочалкой и разложить тарелочки на сушилке для посуды. Либо научить ребёнка правильно ставить посуду в посудомоечную машину, класть капсулу и правильно выбирать режим для мытья посуды. Потом когда посуда остынет, учим ребёнка раскладывать посуду хотя бы на нижних ящичках, либо с помощью стула на верхних полках. Одновременно дети учатся понимать назначение и применение этой посуды.
Обучайте ребёнка готовить кушать, не только девочек, но и мальчиков тоже. Берите вместе с собой на рынок, в магазин и рассказывайте ребёнку, что вы планируете приготовить сегодня/завтра. Например, мы будем готовить сегодня борщ, что нам для этого нужно? И начинаете перечислять, а ребёнок показывает пальчиком на нужный прилавок, куда идти, помогает набирать овощи в мешочек, взвешивать.
Когда ребёнок знает как и что приготовить, последовательность уборки, где что лежит, в какой магазин нужно сходить, что на рынке можно купить, куда отдать вещи в химчистку или починку, то ребенок сможет самостоятельно справляться с этими делами в будущем. И не надо стесняться учить мальчика убирать, мыть, готовить, потому что это пригодится ему во взрослой семейной жизни. К тому же мы, родители, тоже ждём заботы со стороны ребёнка, особенно в пенсионном возрасте. И если мы не научили ребёнка заботиться о родных людях, т.е. что-то сделать, эмоционально поддержать, то наши ожидания могут оказаться напрасными.
Нам, как родителям, необходимо удовлетворить потребность ребёнка творить в доме, детскую потребность помогать родителям. Но зачастую большинство родителей не позволяют детям этого делать, обосновывая это тем, что ребёнок ещё маленький, ещё успеет научиться готовить, убраться и мыть полы. Помыть овощи и фрукты, почистить лук или чеснок может любой ребёнок. И если мы это сознательно запрещаем, то мы своими собственными руками можем программировать ребёнка на несамостоятельность, неуклюжесть, на неумение преодолевать трудности. И навыки самообслуживания оказываются не развитыми.
Навыки самообслуживания, которым следует научить ребёнка в 5-7 лет:
— заправлять за собой кровать после сна, при этом делать это с утра;
— самостоятельно причёсываться (девочкам собирать волосы в хвостик и закалывать заколками);
— самостоятельно собираться в детский сад/ на прогулку: одевать приготовленную одежду и обувь;
— прибирать за собой игрушки после игры дома/ в детском саду/ в гостях;
— складывать свою одежду в шкаф/комод/на полочку;
— расставлять посуду на столе, раскладывать столовые приборы, салфетки;
— мыть овощи, фрукты, складывать в холодильник;
— чистить лук, чеснок;
— нарезать неострым ножом овощи и фрукты;
— наливать воду, компот, сок, кефир в стакан;
— раскладывать чистые полотенца на кухне;
— раскладывать посуду и столовые приборы в кухонные шкафы;
— помогать маме ставить стирку: насыпать порошок в стиральную машину, класть полотенца, простыни, бельё, включать стирку, а после стирки соответственно доставать и развешивать бельё на сушилке.
Также учите ребёнка готовить простые блюда: салат из помидоров и огурцов со сметаной, салат оливье, пюре, яйца вкрутую, бутерброды с сыром/маслом/ветчиной, яичница, варёные макароны. Кроме того научить разогревать еду, которая приготовлена с вечера, на сковороде или в кастрюле, или в микроволновке.
В довершение, приведём очень яркий пример воспитания, который заставляет задуматься, понять, как все процессы воспитания маленького ребёнка, связаны между собой.
Вспомните главного героя из романа Ивана Александровича Гончарова “Обломов”, помещика Илью Ильича Обломова, воспитание которого было организовано таким образом, что родители полностью “оградили” сына от самообслуживания и любого труда. А чрезмерная тревожность родителей ограничивала все стремления мальчика сделать что-то самому. Безусловно, во взрослом возрасте всё это принесло “свои плоды”.
«А известно, как удовлетворенные капризы развивают бесхарактерность и как заносчивость несовместна с уменьем серьезно поддерживать своё достоинство. По мере взросления мальчик лишается всякого умения соображать средства с целями и потому становится в тупик при первом препятствии, для отстранения которого нужно употребить собственное усилие.
Его желания являются только в форме:
«А хорошо бы, если бы вот это сделалось»; но как это может сделаться, — он не знает. Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось…»
Как мы видим, навыки самообслуживания влияют на личность человека, на его умения, развивают личностные качества характера.
Рекомендуем к прочтению статью ещё одну статью на данную тематику.
2014-2024 © Речевой центр логопеда-дефектолога Л.В. Танабурьян. Все права защищены.