«Цифровая среда», «цифровая образовательная среда (ЦОС)», «виртуальная среда» — эти термины встречаются всё чаще и чаще, когда разговор идёт об обучении наших детей.
Под цифровой и виртуальной средой мы имеем в виду смартфоны, планшеты, компьютеры. Разнообразные «обучающие видео» как выучить алфавит, цифры, изучение геометрических фигур научиться считать до 5-10, постановка звуков Р/Л, З/С, обучение сложению и вычитанию и так далее для детей дошкольного возраста. Цифровые раскраски с заливкой элементов по нажатию кнопки мыши или области на экране. И родителям это доставляет массу удовольствия, т.к. они считают что это очень хорошо влияет на познавательное развитие ребёнка.
Но хотим вас познакомить с высказыванием Льва Семёновича Выготского, талантливейшего советского психолога, создателя положения о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка, который говорил, что познавательная активность и высшие психические функции, мыслительные функции, восприятие воображение, формируются исключительно в социальной среде. А социальная среда — это в первую очередь семья ребенка, детский садик, занятий по развитию, подготовке к школе. Но нигде не сказано, что это общение должно быть заменено кем-либо или чем-либо ,вспомните детей маугли.
Безусловно, родители обращают внимание детей на пользу смартфонов, на пользу обучающих видео-материалов, но давайте задумаемся как ребёнок воспринимает видео-контент? Во-первых, психическая функция восприятия формируется на основе познания окружающего мира, т.е. ребёнок должен все щупать трогать, двигать, манипулировать предметами. От туда у него появляются накопленные знания, потом умения, что оказывается молоточком можно постучать и разбить орешек, забить гвоздик и забить палочку, а может быть ещё что-нибудь. Мама отбивным молотком отбивает кусочек мяска на ужин. Вот это у нас восприятие и как ребёнок будет воспринимать видео-контент, видео-материал, если у него не сформировалась эта функция? А должна сформироваться в полном объеме до 3 лет. Кроме того, у ребёнка могут быть какие-то пробелы в восприятии (нарушения в развитии, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)), ребёнок путает фигуры, путает названия букв, путает названия цветов.
Далее на восприятие накладывается умения и навыки. Как может планшет развить у ребёнка навык? Ведь навык это конкретное действие руками.
Вы ему 150 раз покажите как в планшете писать буквы, но пока ребёнок сам не возьмёт карандаш, он не сможет научиться написать. Т.е. пока не потрогаю не получиться. Простой пример про рецепты, вы можете миллион раз смотреть рецепты запечёной курочки, но пока вы сами его не сделаете и не набьете руку, чтобы у вас получилась именно эта вкуснейшая курочка, разве у вас получится?
— Я миллион раз просмотрела но не получается! — чаще всего мы слышим именно это. Так миллион раз вы должны эту курочку приготовить, а не посмотреть как она готовится! Проработать этот рецепт, т.е. нажить свой собственный навык. И вот это свой собственный навык накопленный должен быть у каждого ребёнка! А цифровая среда и её плоскостное изображение даёт какой-либо навык? Ответ очевиден.


