Цифровая среда — можно ли обучать в ней ребёнка?

Цифровая среда — можно ли обучать в ней ребёнка? Милатан

ЦИФРОВАЯ СРЕДА НЕ ФОРМИРУЕТ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

«Цифровая среда», «цифровая образовательная среда (ЦОС)», «виртуальная среда» — эти термины встречаются всё чаще и чаще, когда разговор идёт об обучении наших детей.

Под цифровой и виртуальной средой мы имеем в виду смартфоны, планшеты, компьютеры. Разнообразные «обучающие видео» как выучить алфавит, цифры, изучение геометрических фигур научиться считать до 5-10, постановка звуков Р/Л, З/С, обучение сложению и вычитанию и так далее для детей дошкольного возраста. Цифровые раскраски с заливкой элементов по нажатию кнопки мыши или области на экране. И родителям это доставляет массу удовольствия, т.к. они считают что это очень хорошо влияет на познавательное развитие ребёнка.

Но хотим вас познакомить с высказыванием Льва Семёновича Выготского, талантливейшего советского психолога, создателя положения о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка, который говорил, что познавательная активность и высшие психические функции, мыслительные функции, восприятие воображение, формируются исключительно в социальной среде. А социальная среда — это в первую очередь семья ребенка, детский садик, занятий по развитию, подготовке к школе. Но нигде не сказано, что это общение должно быть заменено кем-либо или чем-либо ,вспомните детей маугли.

Безусловно, родители обращают внимание детей на пользу смартфонов, на пользу обучающих видео-материалов, но давайте задумаемся как ребёнок воспринимает видео-контент? Во-первых, психическая функция восприятия формируется на основе познания окружающего мира, т.е. ребёнок должен все щупать трогать, двигать, манипулировать предметами. От туда у него появляются накопленные знания, потом умения, что оказывается молоточком можно постучать и разбить орешек, забить гвоздик  и забить палочку, а может быть ещё что-нибудь. Мама отбивным молотком отбивает кусочек мяска на ужин. Вот это у нас восприятие и как ребёнок будет воспринимать видео-контент, видео-материал, если у него не сформировалась эта функция? А должна сформироваться в полном объеме до 3 лет. Кроме того, у ребёнка могут быть какие-то пробелы в восприятии (нарушения в развитии, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)),  ребёнок путает фигуры, путает названия букв, путает названия цветов.

Далее на восприятие накладывается умения и навыки. Как может планшет развить у ребёнка навык? Ведь навык это конкретное действие руками.

Вы ему 150 раз покажите как в планшете писать буквы, но пока ребёнок сам не возьмёт карандаш, он не сможет научиться написать. Т.е. пока не потрогаю не получиться. Простой пример про рецепты, вы можете миллион раз смотреть рецепты запечёной курочки, но пока вы сами его не сделаете и не набьете руку, чтобы у вас получилась именно эта вкуснейшая курочка, разве у вас получится?

— Я миллион раз просмотрела но не получается! — чаще всего мы слышим именно это. Так миллион раз вы должны эту курочку приготовить, а не посмотреть как она готовится! Проработать этот рецепт, т.е. нажить свой собственный навык. И вот это свой собственный навык накопленный должен быть у каждого ребёнка! А цифровая среда и её плоскостное изображение даёт какой-либо навык? Ответ очевиден.

А ЧТО ПРОИСХОДИТ С КООРДИНАЦИЕЙ И ПЕРСПЕКТИВОЙ?

Рассмотрим статью “Влияние информационых технологий на когнитивное развитие детей: обзор современных ислледваний” А.Н. Алехин, К.И. Пульцина.

«Д. Андерсеном проведено исследование, в котором сравнивалась эффективность обучения детей в возрасте до 3-х лет простым навыкам при взаимодействии с реальным учителем и при просмотре обучающего видео (Anderson, Pempek 2005). Автор установил, что эффективность обучения при просмотре видео значительно ниже, что проявлялось как во времени обучения, так и в количестве совершаемых ошибок. Эффект получил название «проблема трансфера» и понимается исследователями как проблема переноса ребенком опыта из двухмерной среды в трехмерную. Данный эффект обусловлен тем, что видеообраз является значительно более перцептивно бедным, а также требует от ребенка навыка переноса перцептивных образов из двухмерной среды в трехмерную.»

А у ребёнка нет навыка. А навык от куда получается? Из умения. А умения тоже нет.

Приведём самый простой пример. Мы даём ребёнку картинку/карточку со схемой какой-либо конструкции, например, стола из трёх деревянных прямоугольников. Т.е. мы как раз из плоскостного изображения переносим в трёхмерное. Ребёнок должен по инструкции, изображенной на картинке, построить это стол. И вот тут возникает проблема, потому что навыка и умения нет. Ребёнка надо этому обучать как построить стол глядя на картинку.

Ребёнку очень сложно перенести информацию «с картинки/с экрана»  в трёхмерное изображение, т.е. в реальный мир. Очень сложно представить в воображении как это выглядит. Т.е. это восприятие пространства и перспективы. А восприятие пространства и перспективы формируется у ребёнка в раннем детстве и продолжает формироваться до 10 лет.

И как показатель начальная школа, «пишем с красной строки», отступи 2 клетки сверху/снизу/слева, ребёнок не переносит эти моменты в 3D-поле, чтобы ориентироваться в тетради, потом у него величина букв скачет.

«Следовательно, отсутствие у ребенка в возрасте до 10 лет усвоенных правил перспективных построений блокирует трансфер опыта, зафиксированного в двухмерном видеоматериале. Более того, способность к восприятию перспективы лежит в основе скоординированной двигательной активности ребенка, а также навыков, связанных с планированием и целеполаганием. Так, было показано, что регулярный просмотр видео детьми в возрасте трех лет и младше приводит к замедлению развития исполнительных функций, которые непосредственно связаны с целеполаганием и планированием (Anderson, Pempek 2005).»

Т.е. пока ваш ребёнок на столе не соорудит это руками и причем скоординировано, у него не выработается навык. Лобная доля мозга должна формировать скоординированные движения: как, куда, что положить, где начало, где конец, справа, слева, при этом одна рука держит, вторая выполняет. Отсутствие этой скоординированности очень хорошо проявляется при подготовке к школе, когда у ребёнка при письме в тетрадке за столом левая рука опущена и не придерживает тетрадь. Левая рука под столом, она не помогает выстроить перспективу и ощущать пространство, предоставляя все правой руке.

И снова вернемся к рецептам, пока вы не испробуете рецепт и не подкорректируете рецепт под себя, с помощью скоординированных движений рук, с помощью планирования (работает лобная доля мозга), не получится ничего. Поэтому когда приходит врем идти в школу мы начинаем уже требовать от ребёнка то, что мы сами не сформировали у него, ни умения ни тем более навыки, необходимые к обучению в школе.

Рекомендуем к прочтению нашу статью о влиянии цифровой среды на ребёнка.

0 Элемент |
Просмотр корзины