Умственная отсталость: основные симптомы и степени тяжести

Умственная отсталость: основные симптомы и степени тяжести Милатан

ЧТО ТАКОЕ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У РЕБЁНКА?

Умственная отсталость или интеллектуальная недостаточность, представляет собой состояние, которое характеризуется значительным снижением психофизиологического развития, интеллектуальных способностей, а также ограничениями в адаптивном поведении.

Причиной умственной отсталости по утверждению советских учёных является органическое повреждение коры головного мозга, и как следствие нарушение познавательной деятельности.

Лев Семёнович Выготский, советский психолог, создатель положения о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка отмечал, что нельзя выводить особенности психики умственно отсталого ребёнка только из факта поражения головного мозга. Это значило бы игнорирование целостного процесса развития личности ребёнка. Он утверждал, что именно целостное изучение личности ребёнка в её взаимодействии с окружающей средой должно лечь в основу всех исследований. Как писал Лев Семёнович Выготский, основным фактором развития личности является «встреча аффекта и интеллекта», отражающая более целостный уровень функционирования, поэтому развитие интеллекта не может рассматриваться в отрыве от развития высших психических функций.

«Единство интеллекта и аффекта есть основное положение, на котором должно выстраиваться учение о природе врожденного слабоумия в детском возрасте». Условия формирования данного фактора относятся к сфере социокультурной. Как правило в современных коррекционно-обучающих программах для умственно отсталых детей упор ставится на недоразвитии познавательной сферы умственно.

Также Лев Семёнович сформулировал ряд главнейших положений, отражающих закономерности психического развития аномального ребёнка:

— утверждение о системности строения психики человека;

— выделение зон актуального и ближайшего развития ребёнка;

— утверждение идентичности основных факторов, обусловливающих развитие нормальных и аномальных детей;

— выделение в развитии аномального ребенка первичных и вторичных отклонений, определение важнейших направлений коррекционной учебно-воспитательной работы с каждым учеником;

— утверждение об изменении у ребёнка при умственной отсталости соотношения между его интеллектом и аффектом.

Ведущий признак — общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии, врожденном или приобретенном в возрасте до 3-х лет, страдают интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, речь, двигательная и эмоционально-волевая сферы.

СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Отметим, что ранее вместо термина «умственная отсталость» употреблялся термин «олигофрения». В свою очередь выделялись три степени олигофрении: «дебильность», «имбецильность» и «идиотия». В конце XX века данные термины были полностью выведены из употребления и исключены из МКБ по причине выхода за медицинские рамки в разговорный язык, где приобрели яркий отрицательный смысл. Вместо них стали использовать нейтральные термины, однозначно указывающие степень тяжести умственной отсталости.

Поэтому с 1994г. стала применяться количественная оценка интеллекта с помощью стандартизированных психологических тестов и коэффициента умственной одаренности:

  • легкая степень — 50-69;
  • средняя степень — 35-49;
  • резко выраженная (тяжелая) степень — 20-34;
  • глубокая степень — менее 20.

Известно, что умственная отсталость может развиваться в сочетании с неврологической патологией или с другими психическими расстройствами.

СИМПТОМАТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Отметим, что зачастую родители обращаются за первичной консультацией к специалистам в младшем школьном возрасте, реже — в дошкольном. Обращение за психиатрической помощью в большинстве случаев было обусловлено нарушениями школьной адаптации, преимущественно в начальных классах. При этом наиболее частой причиной такого обращения оказались не проблемы собственно интеллектуального развития, а поведенческие расстройства как исчерпывающие клиническую картину, так и в сочетании с когнитивными нарушениями. Практически в каждом пятом случае на первый план выступали неврозоподобные, пароксизмальные, аффективные расстройства, ЗПР, тогда как когнитивные нарушения практически не упоминались.

В ходе консультации и диагностики как правило, умственной отсталости предшествовал другой диагноз и самый распространённый из них ЗПР. Тем не менее, диагноз “умственная отсталость” устанавливается в детском возрасте медико-педагогической комиссией с достаточно формальным его обоснованием. Т.е. мы видим, что одним из критериев диагностики являлось проявление школьной дезадаптации у ребёнка.

Мария Семёновна Певзнер, советский психиатр, психолог и дефектолог, доктор педагогических наук, в своей научной деятельности чётко разграничила понятия умственной отсталости от других нарушений в развитии ребёнка. Были выделены и описаны клиника и структура данного поражения и системное недоразвитии высшей нервной деятельности данной категории детей. Исходя из симптоматики олигофрении, Мария Семёновна Певзнер с достаточной полнотой раскрыла особенности высших психических функций этих детей, что позволило внести целый ряд изменений в систему педагогического воздействия в плане обучения и воспитания детей с олигофренией. Динамика изучения детей с олигофренией позволила доказать не только идентичность основных закономерностей развития психики нормального и аномального ребёнка, но и ещё раз более чётко показать влияние основных симптомов олигофрении на их психическое развитие в процессе обучения.

Впервые, используя системную взаимосвязь патогенетических, клинических, нейропсихологических, педагогических и психологических факторов, Мария Семёновна Певзнер предложила классификацию, которая позволила современным педагогам и психологам построить систему коррекционного воздействия, направленную на преодоление тех познавательных, поведенческих, эмоционально-волевых и личностных патологических проявлений, которые стали рельефны в процессе диагностики с опорой на классификационные признаки.

Одними из основных критериев умственной отсталости являются интеллектуальное недоразвитие, нарушения поведения, невротическая и депрессивная симптоматика. На первый план выступает задержка психического развития с личностной незрелостью и когнитивными нарушениями.

Интеллектуальное недоразвитие у детей с умственной отсталостью проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленностью, сужением объёма, трудностью сосредоточения и переключения. При способности к механическому запоминанию наблюдается слабость смысловой и ассоциативной памяти. Новая информация усваиваются с большим трудом. Для запоминания нового материала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретными примерами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА

Учитывая пренатальные и перинатальные факторы риска в возникновении умственной отсталости, большое значение имеют подготовка пациенток к беременности, своевременное выявление и лечение внутриутробных инфекций. Необходимо длительное наблюдение детей с диагностированной в периоде новорожденности соматоневрологической патологией.

Для возможности оказания ранней, стимулирующей помощи оценка психического развития детей первого года жизни должна проводиться с участием врача-психиатра, невролога и психолога. Ранняя диагностика позволяет вовремя поставить правильный диагноз, и чем раньше начата работа с ребёнком, тем легче добиться успехов в его умственном развитии. Даже заметно выраженную умственную отсталость удаётся хорошо компенсировать.

Введение занятий физической культуры и нейрогимнастики в значительной степени способствует укреплению здоровья, улучшению формирования двигательных, коммуникативных навыков, социальной адаптации детей с умственной отсталостью. В связи с этим детей с тяжелой умственной отсталостью необходимо обучать элементам трудовой ориентировки, в частности, ручного труда. Ручной труд является органичной частью продуктивной детской деятельности и должен стать одним из средств развития и коррекции не только практических навыков, но и преодоления множественных нарушений в структуре мышления дошкольника с тяжёлым нарушением интеллекта.

Рекомендуем статью к прочтению об отличии ЗПР от умственной отсталости.

0 Элемент |
Просмотр корзины