Умственная отсталость или интеллектуальная недостаточность, представляет собой состояние, которое характеризуется значительным снижением психофизиологического развития, интеллектуальных способностей, а также ограничениями в адаптивном поведении.
Причиной умственной отсталости по утверждению советских учёных является органическое повреждение коры головного мозга, и как следствие нарушение познавательной деятельности.
Лев Семёнович Выготский, советский психолог, создатель положения о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка отмечал, что нельзя выводить особенности психики умственно отсталого ребёнка только из факта поражения головного мозга. Это значило бы игнорирование целостного процесса развития личности ребёнка. Он утверждал, что именно целостное изучение личности ребёнка в её взаимодействии с окружающей средой должно лечь в основу всех исследований. Как писал Лев Семёнович Выготский, основным фактором развития личности является «встреча аффекта и интеллекта», отражающая более целостный уровень функционирования, поэтому развитие интеллекта не может рассматриваться в отрыве от развития высших психических функций.
«Единство интеллекта и аффекта есть основное положение, на котором должно выстраиваться учение о природе врожденного слабоумия в детском возрасте». Условия формирования данного фактора относятся к сфере социокультурной. Как правило в современных коррекционно-обучающих программах для умственно отсталых детей упор ставится на недоразвитии познавательной сферы умственно.


