Воспитание — слово, которое пропало из образовательного процесса

Воспитание — слово, которое пропало из образовательного процесса Милатан

ОБРАЗОВАНИЕ ЯВЛЯЛОСЬ ЧАСТЬЮ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Поговорим про воспитание. Если обратиться к трудам талантливейших советских педагогов: Константина Дмитриевича Ушинского, одного из основоположников научной педагогики в России, Антона Семёновича Макаренко, русского и советского педагога и писателя, Петра Францевича Лесгафта, русского педагога и врача, создателя научной системы физического развития, мы увидим, что образование являлось частью воспитания личности человека.

Антон Семёнович Макаренко считал игру средством подготовки к труду:
«В дошкольном возрасте игра составляет главное занятие ребёнка. В школьном возрасте ребёнок тоже много играет, но постепенно игра вытесняется работой. Своевременный переход от игры к работе зависит от воспитателя: нужно так организовать игру и руководить ею, чтобы в ней воспитывались качества будущего работника и гражданина. Хорошая игра приучает к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.»

А какие формулировки мы видим сейчас?

«Научить обучающихся пользоваться информационными технологиями, помочь приобрести определенные технологические компетенции, ориентироваться в информационном социуме, научить оперативно принимать самостоятельные решения на основе использования информационных технологий необходимо с детского возраста (детский сад, т.е. дошкольное образовательное учреждение и начальная школа).

С этих позиций становится особо значимым обоснование и реализация педагогических условий формирования технологической компетентности детей с дошкольного и младшего школьного возраста, одним из эффективных средств формирования которой выступает игровая деятельность.»

Иван Михайлович Сеченов объясняет потребность ребёнка в игре особенностями его нервно-психической организации:
«У детей существует прирожденное и «крайне драгоценное свойство» стремление понять окружающее (ориентировочно-исследовательский рефлекс по Ивану Петровичу Павлову). Это стремление, указывает Сеченов, выражается у ребёнка в разных формах: в вопросах, с которыми он обычно обращается к родителям, в играх, где он активно действует с предметами и таким образом знакомится с ними.»

И кто-то после этого скажет, что с ребёнком в дошкольном возрасте не нужно играть? Что роль педагога в воспитании ребёнка посредственна?

«В исследованиях необходимость использования и обучения технологии дополненной реальности в процессе игровой деятельности детей обоснована двумя основными причинами. Во-первых, использование технологии дополненной реальности может существенно повысить эффективность учебно-познавательной деятельности, поскольку эта технология обладает рядом уникальных преимуществ, таких как повышение наглядности, проведение практического обучения, а также повышение степени интеграции информационных технологий в учебный процесс, благодаря снижению ограничений современных компьютерных пользовательских интерфейсов.»

«Творческая фантазия не сразу появляется в игре, она постепенно развивается под воздействием воспитания,
благодаря знаниям, которые получает ребёнок, влиянию художественной литературы. Развитие игрового творчества во многом зависит от умелого руководства воспитателя. Воспитание творчества в игре, мы понимаем как развитие у детей инициативы, активности, умения придумать игру, выполнить задуманное.»

Можно ли это соотнести с тем, что раньше в ребёнке развивали фантазию и творца? А теперь, что развивают — умение использовать смартфон и планшет? Ранее мы писали про ЦОС и её влияние на психические функции ребёнка, рекомендуем к прочтению.

А ЧТО ПОЯВИЛОСЬ ВМЕСТО ВОСПИТАНИЯ?

Идёт глобальная подмена ценностей и воспитания, “дрессировка” детей на использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), т.е. смартфона, планшета, компьютера с нажиманием пальцем на экран.

На самом деле ничего нового в обучении с использованием ИКТ не предлагается. Посудите сами, ребёнка всё также необходимо знакомить с окружающим миром: с животными, птицами, рыбами, насекомыми, овощами, фруктами и т.д. А как это сделать с помощью ИКТ? Достаточно просто: убрав картинки на бумажном носителе, т.е. книги, раскраски, прописи, альбомы для рисования и заменив это всё цифровым суррогатом.

Посмотрите ниже в примерах, что конкретно имеется в виду под технологиями дополненной реальности.

1. Раскрасьте бабочек на картинке в соответствии с найденным образцом, а остальные объекты — в соответствии с их внешним видом в природе. Используя приложение «Quiver», оживите картинку.

2. Выполните интерактивное задание с помощью сервиса «Learningapps org»: найдите для каждой бабочки характерную среду обитания, отсканировав QR-код.

3. Подумай, какие породы собак изображены на картинке. Раскрась на основной картинке породы собак соответствующего им окраса.

4. Выбери текст, который по содержанию можно отнести к картинке. Верный ответ отметьте галочкой.

Однажды когда я гуляла с моей подругой, мы увидели собаку. Она была истощенная и ободранная, нам стало её жаль. Мы принесли её домой. Накормили, отчистили и дали имя. Когда папа и мама увидели её, им тоже стадо её жаль, и мы решили взять её жить к нам домой. Теперь она бегает со мной в парке для собак и любит играть в мяч. Я очень рада, что со мной живёт лучший друг человека и мой самый лучший друг.

5. С помощью камеры телефона или планшета и приложения «Quiver» преврати раскраску в анимацию. При выполнении данного задания ты можешь попросить помочь учителя.

6. Составь текст-повествование из 34 предложений по сюжету «живой» картинки.

ГЕЙМИФИКАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Использование технологии дополненной реальности при создании школьного печатного издания как средство расширения читательской аудитории. Раздел медиаплана на январь — март 2017 года, посвященный работе редакции печатного издания «Наше всё», содержал пункты постепенного включения в издание элементов технологии дополненной реальности — в январе QR-коды, в феврале — ауры приложения «Aurasma», в марте — интерактивные 3D-раскраски «Quivervision».

Согласно поставленным задачам члены редакции школьного печатного издания «Наше всё» — учащиеся и педагогические работники – начали работу в 2017 году с разработки интерактивной инструкции по установке бесплатных приложений дополненной реальности на мобильные устройства пользователей и их настройке для работы. Инструкция практико-ориентированная, снабжена скриншотами всех производимых действий, ссылками на полезные материалы по теме и ресурсы разработчиков приложений (в виде гиперссылок для электронного вида издания и QR-кодов для считывания мобильными устройствами).

Кроме названных выше приложений дополненной реальности, в инструкции рассмотрены варианты установки и настройки спортивных симуляторов дополненной реальности по баскетболу и футболу.»

Это то самое формирование технологической компетентности у детей 6-10 лет средствами игровой деятельности. Как мы видим детей склоняют к использованию смартфонов в дошкольном возрасте, приучают наводить камеру телефона на QR-коды. А киберспорт, не имеющий ничего общего со спортом, а фактически просто игра для смартфона. Создаётся такое чувство, что дети посредство симуляции должны наблюдать за реальной прекрасной жизнью, которая где-то там на экране смартфона! И соответственно жить в этой симулированной реальности.

«Работа с QR-кодами в инструкции подробно рассмотрена на примере приложения «QR Code Reader» из магазина приложений Google Play Market и сайта http://qrcoder.ru.

Работа с интерактивными 3D-раскрасками «Quivervision» подробно рассмотрена на примере раскрасок «Quiver» из магазина приложений Google Play Market (в перспективе развития данного направления работы планируется подробное описание вариантов применения раскрасок «Quiver Education» и «Quiver Fashion»).

Работа с приложением «Aurasma» из магазина приложений Google Play Market рассмотрена для двух операционных систем мобильных устройств – Android и iOS.»

Здесь следует понимать, что у данных приложений есть владельцы-разработчики, которые зарабатывают деньги на этом приложении. Безусловно, без всплывающей рекламы тут тоже не обойдётся, при том для разного возраста.

«Характер данных материалов побудил редакцию издания к использованию бесплатного приложения дополненной реальности «Aurasma», с помощью которого для изображений создаются так называемые «ауры», то есть на изображение накладывается второй слой с графической или видеоинформацией. Также можно добавить переход на интернет-ресурс. Создается впечатление, что при наведении камеры мобильного устройства с включенным приложением изображение «оживает».

Для создания аур изображений необходимо «привязать» триггер (изображение) и оверлей (объект второго слоя) на сайте разработчика приложения http://studio.aurasma.com и создать специальный канал, где будут сохраняться создаваемые ауры. В упомянутой ранее инструкции описаны подробные шаги по созданию аур изображений и настройке школьного канала «Aurasma».

В описании к этой картинке сказано, что если читатель раскрасит эту картинку по своему усмотрению, например, в цвета любимого футбольного клуба, то с помощью мобильного устройства (смартфона или планшета с операционными системами Android или iOS) с установленным бесплатным приложением «Quiver» эта картинка станет объёмной (в раскрашенных цветах) и интерактивной (будет предложено поиграть в футбол вместе с тигрёнком).»

Вопрос — а что даёт ребёнку “игра в футбол в смартфоне”? Чему ребёнок научится, что он узнает нового? Это уже риторический вопрос и я он явно не про воспитание ребёнка.

Подводя итоги, возникает вопрос — а как можно относится к тому, что никогда не держал в руках? Никогда не видел?

Можно ли приравнивать чувства и эмоции ребёнка, видевшего бабочку на фото или видео и увидевшего бабочку в живую? А если бабочка пролетит совсем рядом с ребёнком, а если сядет ему на ручку? Захочется ли ему изучить бабочку? Конечно да! Ведь для ребёнка это будет абсолютно новое явление в жизни!

Хотя здесь существует и вторая сторона медали — ребёнок, привыкший играть в игры на смартфоне и планшете, где живые существа терпят огромное количество ударов дубинками, машинками и просто “восстают из мёртвых”, сможет ли он бережно отнестись к такому хрупкому существу как бабочка? Если его никогда не учили быть бережным к природе?

Действительно ли это воспитание или просто геймификация образовательного процесса?

0 Элемент |
Просмотр корзины