Влияние цифровой среды на когнитивные функции ребёнка

Влияние цифровой среды на когнитивные функции ребёнка Милатан

МОЗГ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ, ИНАЧЕ..

Рассмотрим на примере статьи “Влияние цифровой электронной среды на когнитивные функции школьников и студентов” Е.А. Авдеева, О.А. Корнилова.

Речь пойдёт о том, как на когнитивные функции ребёнка, а именно внимание, память и мышление, влияет цифровая среда.

«Под влиянием цифровой электронной среды (ЦЭС) у них происходит, во-первых, изменение мозга. Постараемся привести аргументы по поводу такого факта. Всем известно, что мозг человека с рождения обладает нейропластичностью. Данное свойство позволяет ему не только менять собственную структуру, но и усложнять её, т.е. развиваться. Но это происходит только в особых условиях. Например, в процессе обучения, постановки и решения новых задач, осваивания новой среды обитания. Сензитивным периодом для развития мозга считается возраст до 20 лет. Но развитие происходит только в том случае, если мозг нагружают. Только в процессе реального обучения происходит увеличение плотности и рост качества нейронной сети, строятся нейронные связи, увеличивается количество и качество серого и белого вещества.

Реальное, а не виртуальное восприятие и другие психические процессы, а также поведение, оставляют воспоминания, а для этого необходимо возбуждение тех мест, которые являются точками взаимосвязи между нервными клетками, т.к. на их основе проходят электрические сигналы, с которыми работает мозг.

“Отпечатки” в нейронных сетях человека остаются только через действия в реальном мире и на основе глубоких размышлений. Как показали приведенные выше исследования зарубежных авторов, мозг увеличивается именно там, где наиболее усиленно используется. Но, если человек не занимается мыслительными практиками, то его мозг уменьшается в объёме.»

Как мы видим, под воздействие ЦЭС происходит изменение пластичности мозга детей. Запомните, когнитивные процессы не являются врождёнными. Они формируются под воздействие социальной среды. А для маленького ребёнка социальная среда — это его родители, сёстры, братья, бабушки, дедушки, а не смартфон и планшет. Сегодня же одним из факторов, окружающих ребёнка с самого детства (к сожалению, некоторые родители дают ребёнку смартфон ещё до 1 года) как раз и является виртуальная реальность.

«По утверждению Шпитцера, использование цифровых устройств избавляет от мыследеятельности, а то место, которое перестает функционировать, — исчезает. Как указал доктор Бьюин Джиуон из Сеульского Центра развития мозга, пристрастие к инновационным цифровым устройствам мешает нормальному развитию мозга, т.к. в этом случае развивается преимущественно левая сторона мозга, а правая — остаётся нереализованной, что в 15% случаев приводит к заболеванию, которое получило название цифровое слабоумие.

“Данный термин “digital dementia” пришёл из Южной Кореи, раньше всех ставшей на путь цифровизации страны. В 2007г. специалисты стали отмечать, что всё больше подростков, представителей цифрового поколения, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля”.»

Обратите внимание, цифровая среда также способствует утрата познавательных навыков у детей. Компьютерные технологии, лежащие в основе электронного образования, ведут к потере умений, необходимых для полноценного участия в процессе обучения. У детей теряются навыки концентрации внимания, сокращается эффективность умственной деятельности, продолжительность работоспособности, критичность к своей работе.

Так почему недостаточное развитие когнитивных функций приводит к ухудшению развития когнитивных навыков? Потеря когнитивных навыков происходит на фоне формирования такого феномена, как “поведенческое подкрепление”, возникающее на основе “информационного вознаграждения”. Его ребёнок получает сразу, как только заходит в электронное устройство. В этот момент он получает порцию дофамина, которая закрепляет компульсивное поведение.

Это лёгкий дофамин — нажал на экран и развлечение началось. Там кто-то пляшет, скачет, музыка играет, красивые персонажи в мультиках, яркие краски. Согласитесь, что получить дофамин ребёнку через собирание кубиков, лепки из пластилина, выполнения обучающих заданий в прописях, ответы на вопросы из заданий, гораздо сложнее, там надо постараться и приложить усилия.

КАК ЖЕ ОБСТОИТ ДЕЛО С ПОНИМАНИЕМ ИНФОРМАЦИИ И С ПАМЯТЬЮ?

«Постоянно переключая внимание, растущий человек привыкает к отвлечению как к норме. Гиперссылки, уведомления, подсказки, реклама вызывают непрерывный информационный поток, побуждая растущего человека к взаимодействию одновременно с несколькими информационными входами (файлами, порталами, сайтами). Но только это происходит на поверхностном уровне. “Тот, кто желает ознакомиться с какой-либо информацией, должен осуществить процесс, который вот уже 150 лет называют герменевтическим кругом. Он узнает целое через детали, а детали — через целое; он следует указанию верного источника, и если путь приводит в тупик, то он возвращается назад к верному источнику, потому что верный источник содержит достаточное количество указаний”, — пишет Шпитцер.»

По факту мы имеем то, что ребёнок в смартфоне смотрит YouTube, TikTok или Telegram и постоянно переходит по ссылкам предлагаемого контента. Какой-то мультик быстро надоедает, в другом музыка не понравилась, а эту серию он уже видел и не хочет смотреть дважды. Подростки, например, осуществляют поиск информации в горизонтальной плоскости, т.е. поверхностно, а не в вертикальной и не идут вглубь, и не поднимаются к вершинам.

Неудивительно, что при таком подходе исключено истинное понимание информации, а в памяти ничего не задерживается.

«Так цифровыми медиа укореняется поведенческий шаблон “многозадачности”. Именно этот термин используют и другие учёные. Было установлено, что даже кратковременное нахождение в цифровой среде с большим числом гиперссылок в течение нескольких минут уменьшает объем и способность к концентрации внимания на продолжительное время. И такое состояние рассеянного внимания удерживается даже после выхода из виртуального пространства.»

Учёные отмечают, что при продолжительном чтении, которое также требует концентрации внимания, таких явлений у человека не наблюдается. Перелистывание ссылок и видео в интернете не требует внимания и запоминания, что приводит к дисфункции в работе когнитивных функций. Причина же такого положения дел заключается в формировании повышенной восприимчивости к постоянному переключению на незначимые раздражители, поступающие из окружающей среды.

Вспомните тот самый поисковый рефлекс, который формируется у ребёнка к 1-2 месяцам. Когда он слышит голос мамы и начинает искать её глазами, когда он слышит какой-то шум и поворачивает голову, глаза в его сторону. Но этот рефлекс нужен ребёнку в младенчестве, а не в 6, 10 или 15 лет! Когда на малейший шум на уроке (у соседа по парте линейка упала, кто-то кому-то что-то шепнул на ухо, за окном машина громко проехала) ребёнок отвлекается и начинает искать глазами где это произошло.

Теперь рассмотрим следующее когнитивные функции ребёнка, такие как память и мышление. Как мы знаем, основной особенностью сети Интернет является то, что информация в ней доступна 24/7 и в ней огромное количество статей и видео-материалов на различные темы, следовательно и огромное количество мнений. Кроме того, от пользователя сети не требуется запоминать где он её нашел, т.е. сам источник, потому что в сети представлено огромное количество дублирующих видео на одну и туже тематику.

Таким образом, сеть Интернет становится “сверхъестественным стимулом” для трансактивной памяти, делая все другие варианты когнитивной загрузки (включая книги, личные дневники, блокноты) излишними, поскольку они явно уступают открывающимся новым возможностям внешнего хранения и поиска информации.

Понимание информации становится все более примитивным. М. Шпитцер хорошо описал причины и последствия этого процесса:

«Чем более поверхностно я вникаю в суть поступившей информации, тем меньше синапсов будет активизировано в моем головном мозгу, следовательно, я не смогу её запомнить”. Понимание этого факта говорит о том, что электронные средства массовой информации и Интернет отрицательно влияют на процесс обучения. Именно благодаря цифровым средствам массовой информации и коммуникации и Интернету восприятие информации становится всё более и более поверхностным.»

А раз понимание информации становится поверхностным, то у взрослого человека (ребёнок ведь обязательно вырастет) будет сформирован поверхностный взгляд на очень многие вещи, которые пригодятся во взрослой жизни. А будет ли среди этих взглядов культура, этика, семейные ценности? Этот вопрос остаётся открытым.

Делаем вывод, что когнитивные функции ребёнка очень сильно подвержены влиянию цифровой среды. И если у ребёнка достаточно большое количество экранного времени за сутки, то его когнитивные функции будут перцептивно бедны и будут носить фрагментарный характер.

Рекомендуем к прочтению нашу статью, в которой анализируем вопрос возможности обучения ребёнка посредством цифровой среды.

0 Элемент |
Просмотр корзины