Цифровая среда и ребёнок с ОВЗ — грани возможного

Цифровая среда и ребёнок с ОВЗ — грани возможного Милатан

ТРИ ОСНОВНЫХ АСПЕКТА ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

«Цифровая среда», «цифровая образовательная среда», «виртуальная среда» — эти термины встречаются всё чаще и чаще, когда разговор идёт об обучении наших детей.

В свою очередь, данный вопрос возник из того, что как правило освещается тема влияния цифровой среды на нормотипичного ребёнка без нарушений развития. Но как цифровая среда воздействует на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья? Давайте разбираться.

Во-первых, применение цифровых технологий подразумевает владение цифровыми навыками. Напомним, что это такое.

«Цифровые навыки — это устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.»

А сможет ли ребёнок с ОВЗ коммуницировать с кем-то через интернет? Если у большинства детей с ОВЗ присутствуют нарушения коммуникации по различным причинам. А будет ли это безопасно для ребёнка и его семьи?

Скорее всего ребёнок с ЗПР, умственной отсталостью или РАС будет “зависать” перед экраном смартфона или планшета ещё в большей степени, чем нормотипичный. Да он будет молчать, смирно сидеть, не беспокоить родителей своим поведением какое-то время пока смотрит мультики, но и “откат” после длительного просмотра смартфона у таких деток гораздо серьёзнее. Это истерики, нежелание выполнять самые простые просьбы родителей (помыть руки, сесть за стол кушать, одеть обувь для прогулки), т.е. навыки самообслуживания, опрятность и аккуратность сразу уходят на дальний план. А снова замотивировать ребёнка бывает очень сложно.

«Положительное влияние цифровой среды описывается как: трансформация традиционных технологий обучения способствует повышению эффективности образования и самообразования (восприятия и освоения учебного материала), возможности создания персонализированных образовательных маршрутов; развитие цифровых навыков как компонентов функциональной грамотности; создание среды виртуального общения, расширение социального опыта; содействие позитивной социализации обучающихся; формирование социальных установок, определенных личностных качеств (гибкость, мобильность).»

Родителям и ребёнку с ОВЗ в первую очередь необходимо научиться правильно взаимодействовать между собой, и на это уходит не один месяц, и даже не один год. Ведь некоторые родители так долго ждут просто улыбки в свою сторону от деток с нарушениями в развитии, не говоря уже о чём-то большем.

Во-вторых, напомним, какое отрицательное влияние несёт в себе цифровая среда, это:
— цифровая зависимость;
— негативные реакции организма на работу с цифровыми носителями (ухудшение зрения, повышение нервно-психического напряжения);
— ослабление познавательных процессов;
— «клиповое мышление»;
— низкий уровень обучаемости, самостоятельности при выполнении различных учебных заданий;
— снижение социальных компетенций, прежде всего навыков непосредственного общения;
— снижение мотивации к обучению;
— формирование негативных социальных установок, определённых личностных качеств (замкнутость, тревожность);
Кроме того, многообразие цифровых ресурсов при недостаточном уровне развития критичности мышления и отсутствия контроля создают зону риска для вовлечения в деятельность деструктивных лиц и организаций.

И в-третьих, у детей с ОВЗ на лицо более низкая сетевая осведомленность: что можно смотреть в этом возрасте, а что нельзя; чему можно верить, а что является иллюзией; очень низкая переключаемость и соответственно понимание того, что демонстрируется на экране. И ещё один важный момент, это очень низкий уровень личностного информационного регулирования или его полное отсутствие.

В следствие чего, дети с ОВЗ составляют группу риска, которая может попасть под негативное воздействие на психофизическом уровне посредством манипулирования сознанием и действиями, распространения деструктивных форм взаимодействия и поведения, продвижения аморальных норм в цифровой среде (контентные риски).

Зачастую на просторах интернета встречается не только полезный контент, но и информационные материалы с деструктивным содержанием, которые создают потенциальные и реальные угрозы здоровью и благополучию личности любого ребёнка. К контентным рискам относятся: насилие, агрессия, эротика, порнография, нецензурная лексика, пропаганда суицида, распространение наркотических веществ.

ЦИФРОВАЯ СРЕДА "ЭКОНОМИТ" ТРУД ПЕДАГОГА

«Основная цель внедряемых и исследуемых цифровых технологий в специальное образование на первоначальных этапах их развития заключалась в обеспечении последнего принципиально новыми, электронными методами коррекционно-развивающей работы, способными оказывать положительное влияние на различные стороны психического развития обучающихся и значительно экономить труд воспитателя при ознакомлении детей с новым материалом.»

Посмотрите какой подход продвигается, что цифровая среда экономит труда педагога! Что же может подразумеваться под этой экономией труда? Экономить терпение, экономить любовь к детям, экономить душу, которую вкладываешь в свой труд?

Как мы знаем, цифровые образовательные технологии, это мультимедийная презентация, виртуальная экскурсия, развивающие и обучающие компьютерные игры. Т.е. экономия труда педагога получается за счёт того, что дети смотрят презентацию на экране телевизора, например, как построить замок из деревянного конструктора. Но будет ли это иметь результат для ребёнка, если он ничего не сделает своими руками, а только посмотрит? Представьте, что вы посмотрели пошаговый рецепт вкусной пиццы, но не попробовали её приготовить. А значит тоже ничему не научились.

«Популярность игровых компьютерных программ в условиях специального дошкольного образования обусловлена их соответствием ведущему типы деятельности детей дошкольного возраста. Как отмечалось нами раннее, каждый дошкольник, в не зависимости от его особенностей в физическом и/или психическом развитии предпочитает игру любым иным формам деятельности, использование элементов игр на занятиях в значительной мере обеспечивает благоприятный эмоциональный фон, а также способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной последующей учебной деятельности. Безусловно, традиционные игровые методики получили широкое распространение как эффективное средство воспитания и обучения, но, в то же время, становление компьютерных игр, как образовательных методов являлось достаточно долгим и затруднительным процессом.»

Вот ведь как цифровизаторы зацепились за ведущий вид деятельности ребёнка. Но здесь стоит понимать, что в научных исследования советских учёных нет ни слова о замене живого реального обучения чем-то другим. А игру стоит чередовать с целенаправленным усилием ребёнка выполнить то или иное задание. А для ребёнка с ОВЗ необходимо многократное повторение заданий и материала, действия руками.

Так нужны ли ребёнку с ОВЗ цифровые навыки и цифровая среда, если он с трудом снимает самостоятельно обувь? Нужна ли ему информационная грамотность, если у него нарушения речи или слуха?

0 Элемент |
Просмотр корзины