«Цифровая среда», «цифровая образовательная среда», «виртуальная среда» — эти термины встречаются всё чаще и чаще, когда разговор идёт об обучении наших детей.
В свою очередь, данный вопрос возник из того, что как правило освещается тема влияния цифровой среды на нормотипичного ребёнка без нарушений развития. Но как цифровая среда воздействует на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья? Давайте разбираться.
Во-первых, применение цифровых технологий подразумевает владение цифровыми навыками. Напомним, что это такое.
«Цифровые навыки — это устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.»
А сможет ли ребёнок с ОВЗ коммуницировать с кем-то через интернет? Если у большинства детей с ОВЗ присутствуют нарушения коммуникации по различным причинам. А будет ли это безопасно для ребёнка и его семьи?
Скорее всего ребёнок с ЗПР, умственной отсталостью или РАС будет “зависать” перед экраном смартфона или планшета ещё в большей степени, чем нормотипичный. Да он будет молчать, смирно сидеть, не беспокоить родителей своим поведением какое-то время пока смотрит мультики, но и “откат” после длительного просмотра смартфона у таких деток гораздо серьёзнее. Это истерики, нежелание выполнять самые простые просьбы родителей (помыть руки, сесть за стол кушать, одеть обувь для прогулки), т.е. навыки самообслуживания, опрятность и аккуратность сразу уходят на дальний план. А снова замотивировать ребёнка бывает очень сложно.
«Положительное влияние цифровой среды описывается как: трансформация традиционных технологий обучения способствует повышению эффективности образования и самообразования (восприятия и освоения учебного материала), возможности создания персонализированных образовательных маршрутов; развитие цифровых навыков как компонентов функциональной грамотности; создание среды виртуального общения, расширение социального опыта; содействие позитивной социализации обучающихся; формирование социальных установок, определенных личностных качеств (гибкость, мобильность).»
Родителям и ребёнку с ОВЗ в первую очередь необходимо научиться правильно взаимодействовать между собой, и на это уходит не один месяц, и даже не один год. Ведь некоторые родители так долго ждут просто улыбки в свою сторону от деток с нарушениями в развитии, не говоря уже о чём-то большем.
Во-вторых, напомним, какое отрицательное влияние несёт в себе цифровая среда, это:
— цифровая зависимость;
— негативные реакции организма на работу с цифровыми носителями (ухудшение зрения, повышение нервно-психического напряжения);
— ослабление познавательных процессов;
— «клиповое мышление»;
— низкий уровень обучаемости, самостоятельности при выполнении различных учебных заданий;
— снижение социальных компетенций, прежде всего навыков непосредственного общения;
— снижение мотивации к обучению;
— формирование негативных социальных установок, определённых личностных качеств (замкнутость, тревожность);
Кроме того, многообразие цифровых ресурсов при недостаточном уровне развития критичности мышления и отсутствия контроля создают зону риска для вовлечения в деятельность деструктивных лиц и организаций.
И в-третьих, у детей с ОВЗ на лицо более низкая сетевая осведомленность: что можно смотреть в этом возрасте, а что нельзя; чему можно верить, а что является иллюзией; очень низкая переключаемость и соответственно понимание того, что демонстрируется на экране. И ещё один важный момент, это очень низкий уровень личностного информационного регулирования или его полное отсутствие.
В следствие чего, дети с ОВЗ составляют группу риска, которая может попасть под негативное воздействие на психофизическом уровне посредством манипулирования сознанием и действиями, распространения деструктивных форм взаимодействия и поведения, продвижения аморальных норм в цифровой среде (контентные риски).
Зачастую на просторах интернета встречается не только полезный контент, но и информационные материалы с деструктивным содержанием, которые создают потенциальные и реальные угрозы здоровью и благополучию личности любого ребёнка. К контентным рискам относятся: насилие, агрессия, эротика, порнография, нецензурная лексика, пропаганда суицида, распространение наркотических веществ.


