СДВГ и СДВ — какие сходства и различия между ними?

СДВГ и СДВ — какие сходства и различия между ними? Милатан

СХОДСТВО МЕЖДУ СДВГ И СДВ

Продолжаем раскрывать тему синдрома дефицита внимания и гиперактивности, и сразу же обращаем внимание родителей на необходимость ранней постановки диагноза в 3-4 года и начала коррекционной работы, которая способствует более полноценной компенсации.

Это связано с тем, что на начальных этапах онтогенеза подключено больше гибких связей мозга и существуют более широкие возможности компенсации, без существенного нарушения в работе других систем. Поиск критериев диагностики нарушений здоровья у детей с СДВГ в раннем и дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших психических функций.

Начнём с того, что рассмотрим сходства между СДВГ и СДВ. Закономерностью физического развития детей с СДВГ и СДВ являются более низкие темпы роста, чем у здоровых детей, довольно часто встречается дефицит массы тела, таким образом ребёнок выглядит на 2-3 года “моложе” своего возраста.

Детям с СДВГ и СДВ свойственна повышенная заболеваемость, особенно в период подготовки к школе и на первом году обучения, а также анемия, дисбактериоз кишечника, болезни костно-мышечной системы и глаз в дошкольном и младшем школьном возрасте, атопические дерматиты во все возраста.

Характер эмоциональных нарушений у детей с СДВГ и СДВ зависит от выраженности нарушения нервно-психического развития: при лёгких нарушениях преобладают реакции активного протеста (неадекватного гнева, нарушения дисциплины), при выраженных — реакции пассивного протеста (сниженная игровая, познавательная, социальная активность, нарушения сна и аппетита). В младшем школьном возрасте им свойственна высокая частота тревожного, эмоционально-неустойчивого, чувствительного типов характера, что является предрасполагающим фактором возникновения невротических расстройств и причиной неприятия коллективом сверстников.

Общие характерные черты при СДВГ и СДВ:

— в первую очередь, это задержка речевого развития, различные нарушения речи и трудности в формулировке своих мыслей;

— снижение вербальной и невербальной памяти;

— снижение критичности по отношению к своим ошибкам;

— в двигательном развитии присутствует задержка развития двигательной координации, неуклюжесть, угловатость движений;

— ребёнок “не чувствует времени”, путает занятия и дела, характерные для утра и вечера;

— снижение возможностей планирования проявляется в том, что ребёнок не может переключиться с одного вида деятельности на тот, который даст ему возможность отдохнуть или на тот, который ему больше всего нравится. Например, ребёнок был занят познавательной деятельностью 10 минут, потом он устал, отодвинул игрушки, резко встал и не знает “куда себя деть”.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СДВГ ОТ СДВ

Критерии диагноза “Синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ):

— ребёнок совершает суетливые движения руками и ногами когда стоит и сидит;

— часто вскакивает со своего места, как во время занятий, так и в течении всего дня, в т.ч. в автокресле машины, на качеле;

— гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность не приемлема;

— ребёнок не может играть в спокойные тихие игры, он громко разговаривает/кричит, делает размашистые движения руками/ногами, например, игра в составление пазла превращается в “стрелялку”;

— ребёнок всегда находится в движении;

— присутствует импульсивность, которая проявляется в том, что ребёнок отвечает на вопрос, не дослушав его до конца; не может дождаться своей очереди в игре, в каком-то деле, в очереди в магазине; вмешивается в разговоры и игры других детей, взрослых.

Критерии диагноза “Синдром дефицита внимания” (СДВ):

— у ребёнка снижены основные свойства внимания: интенсивность, устойчивость и переключаемость;

— ребёнок не обращает внимания на детали и допускает ошибки в обучении, в выполнении просьбы родителей, в бытовых делах по дому;

— с трудом поддерживает внимание в занятиях и игре;

— создаётся впечатление, что ребёнок не слушает то, что ему говорят. Присутствует неумение следовать устным инструкциям родителей/педагога;

— ребёнок не может самостоятельно организовать себя игрой или деятельностью;

— имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания, например, раскрашивание раскраски, прописывание элементов в прописях (квадратов, кругов, палочек и т.д.);

— часто теряет или забывает вещи.

Отметим, что особенности эмоциональной сферы детей с СДВ (чувство вины, обида, чрезмерно высокий уровень тревожности, выраженность страхов) характеризуется направленностью на процесс внутреннего переживания, в отличие от детей с СДВГ, особенностью эмоциональной сферы которых (раздражительность, физическая, вербальная, косвенная агрессия) является направленность на внешнее выражение эмоций в виде агрессивных действий.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА ПРИ СДВГ И СДВ

Рекомендуем родителям уделить особое внимание распорядку дня ребёнка с СДВГ/ СДВ и независимо от выходных и праздников придерживаться его, не допускать переутомлений, кроме того:

1. Внедрите в жизнь семьи планирование, составьте для ребёнка расписание дня на неделю.

2. Устанавливайте и определяйте границы дозволенного поведения. В выставленных рамках ребёнок чувствуют себя спокойно и безопасно. Это касается поведения в доме, на улице, в машине, в магазине; общения с родителями, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками, с другими детьми; навыков самообслуживания и выделение время на обучение этим навыкам.

3. Придерживайтесь выбранной модели поведения всеми членами семьи, что позволит существенно снизить конфликты и непонимание между ребёнком и родителями. Между родителями должна быть договорённость, касательно “что такое хорошо и что такое плохо” в поведении ребёнка; установлено время пробуждения и отхода ко сну.

4. Развивайте сильные стороны вашего ребёнка. Наполните жизнь ребёнка спортом, ежедневной физической активностью на свежем воздухе (прыжки на скакалке, игра в мяч, в футбол, в догонялки, катание на самокате). При выборе спортивных секций отдавайте предпочтение аэробным нагрузкам (плавание, бег, аэробика, гимнастика).

5. Выделите круг интересов ребёнка и активно развивайте эту область. Оптимально выбрать один вид деятельности для успешной реализации навыков. Это позволит ребёнку чувствовать социальную значимость в обществе и поднимет его самооценку.

Как правило, синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребёнка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость. Таким образом, ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (3-4 года), когда компенсаторные возможности мозга велики, и это позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Потому что при отсутствии коррекционного обучения, в младшем школьном возрасте невнимательность и несобранность ребёнка выступают факторами, непосредственно влияющими на успешность в освоении школьной программы, общение со сверстниками.

Занятия с дефектологом направлены на стимуляцию развития высших мозговых функций, на уменьшение эмоционального напряжения и стабилизацию эмоционально-волевой сферы у ребёнка.

0 Элемент |
Просмотр корзины