Как определить аутизм у ребёнка до 2 лет?

Как определить аутизм у ребёнка до 2 лет? Милатан

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ ПРО АУТИЗМ У РЕБЁНКА

Во-первых, вопрос крайне важный и мы решили его немного осветить, т.к. перед консультацией нередко слышим от родителей: “Вы знаете, у нас там такоой диагноз серьёзный, мы уже не знаем, что делать!”, а на диагностику приходит ребёнок с сохранным интеллектом и задержкой речи.

Или “Вы знаете, у него там ничего серьёзного, врач ничего не написала”. А на диагностику приходит ребёнок 7 лет, у которого в медицинских документах написано ЗРР, а по факту это РАС и нужно дообследование и совершенно другая коррекционная программа!

Во-вторых, часто сталкиваемся с тем, что родители не знают как выглядит аутизм и не могут найти адекватное описание его признаков и симптомов. Ниже приводим вопросы родителей касательно наличия аутизма у ребёнка.

Вот как одна из мам описала состояние своего ребёнка:

«Ребёнку 1,5 года, он как-будто сам по себе. Конечно когда прихожу домой, то встречает, тянется на руки. А когда дома, то вообще полный игнор, не тискается так сказать ни к маме, ни к папе, на руках не сидит, играется игрушками и всё. И ещё момент. Нет такого, чтобы, например, показывал на что-то (ну типа на бутылочку чтобы попить налила и т.д). Не могу научить показывать где папа, где мама, где собачка и т.д. Пытаюсь как-то картинки показывать, кубики. Вообще внимания не обращает. Это аутизм или что-то другое?»

Описание от второй мамы:

«Ребёнку ,1.1 (девочка) редко отзывается на имя (раньше отзывалась чаще), гиперактивная, не любит переодеваться, указательный жест есть, говорит несколько слов, звуки за мной не повторяет особо, действия повторяет, активная, улыбчивая, общительная, контактная, обниматься любит, в прятки играет, сортеры собирает, хлопает в ладошки, много чего понимает. С аппетитом всё хорошо. В общем и целом всё ок, но вот пару моментов смущает. И какой-то звук издаёт, губками делает одно действие, а издаёт другой звук. Что может быть с ребёнком? Очень боюсь, что это аутизм.»

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ И ЕГО ПРИЗНАКИ

Чтобы помочь родителям как можно раньше определить состояние ребёнка, начать действовать и обратиться к специалистам для обследования, ниже мы приводим основные признаки и симптомы аутизма. Естественно, у аутичного ребёнка будут проявляться не все признаки аутизма и у них будет разная степень выраженности.

Итак, основные признаки аутизма у ребёнка до 1 года:

— малоподвижность, пассивность: у ребёнка слабая реакция или отсутствие реакции на мокрые пелёнки/подгузники/одежду, холод, чувство голода, прикосновение родителей;

— двигательное беспокойство, крик и сопротивление родителям при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже, переодевании;

— отрешённость, тревожность, напряжённость. Периодические “уходы в себя”. Слабое или чрезмерное выражение эмоций удивления, обиды и гнева;

— слабая эмоциональная откликаемость, трудность вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией от родителей;

—  колебания настроения (капризность, плаксивость, быстрая эмоциональная пресыщаемость);

— невротические реакции на неудачу, отношение близких: самоагрессия, тики;

— чувство страха: ребёнок испытывает страх от бытовых шумов (звуки пылесоса, стиральной машины, электробритвы, фена, шума в водопроводных трубах, закипания чайника), тихих звуков (шелеста бумаги, жужжания насекомых, мурлыканья кошки). Ребёнок может бояться изменения интенсивности освещения в комнате (например, при переключении с дневного света на ночник), предметов определенного цвета и формы, прикосновений различных материалов (например, мячика с шипами или лизуна).

РЕБЁНОК НЕ СМОТРИТ В ГЛАЗА ИЛИ ВЗГЛЯД "МИМО"

Рассмотрим сферу коммуникации ребёнка при аутизме до 2 лет с родителями:

—  визуальный контакт: отсутствие фиксации взгляда на глазах человека (взгляд вверх, “мимо”, “сквозь”). Активное избегание взгляда родителя, при этом характер взгляда может быть неподвижный, застывший или испуганный;

—  в “комплексе оживления” отсутствует какой-либо компонент: двигательный (ребёнок не поднимает ручки, ножки, не тянется к вам), голосового (отсутствует гуление, ребёнок не издаёт звуков), улыбки. У ребёнка очень слабая реакция на звук голоса родителей, на погремушку и на лицо родителей, в первую очередь мамы, т.е. вы замечаете, что ребёнок вам как бы не отвечает, не взаимодействует с вами, не зеркалит вашу улыбку.

Кто-то осознанно, кто-то не осознанно, но уже с первых неделек родители потихоньку развивают у малыша ступенчатое слежение глазами за движущейся игрушкой, вызывают первую улыбку, ласково разговаривают с ребёнком и побуждают его прислушиваться к их голосу и пению. Вызывают у ребёнка “комплекс оживления” (улыбка, гуление, движение ручками и ножками). А всё это так или иначе влияет на развитие речи в будущем.

И как мы знаем “комплекс оживления” появляется у нормотипичного ребёнка в 1-2 месяца, и если вы замечаете, что его нет, это так называемый “первый звоночек”.

—  первая улыбка очень слабая, если она вообще появляется. Такая улыбка отнесена не к родителю, а к неодушевленному предмету, возникает на звук или какое-то приятное ощущение. У ребёнка отсутствует “заражаемость” от улыбки родителя, интонации и смеха, его невозможно рассмешить;

—  присутствует задержка в узнавании мамы, папы и других членов семьи. Слабость эмоциональной насыщенности узнавания (отсутствие улыбки, движения навстречу при приближении мамы, радостного звука, махания ручками). Реакция на приход и уход родителей тоже практически отсутствует;

—  у ребёнка отмечается малая потребность в маме, слабость реакции на её уход из комнаты/из дома, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Сопротивление при взятии на руки. Здесь также может быть противоположенный вариант, как очень тесная связь с мамой и непереносимость её самого кратковременного отсутствия (когда вы пошли в туалет и закрыли за собой дверь, пошли в душ, вышли на балкон и другие);

— слова “мама”, “папа” появляются у ребёнка позже других, без отнесения к родителю. Бывают случаи, когда ребёнок боится кого-либо из родителей и начинает громко кричать, плакать;

—  ребёнок не откликается на своё имя. Присутствует слабость, замедленность, отсутствие реакции на другие обращения родителей.

Кроме того, необходимо обратить внимание на следующие факторы.

1. Какова реакция ребёнка на нового человека? Зачастую это непереносимость, тревога, истерика, сопротивление при взятии на руки, агрессия;

2. Как ведёт себя ребёнок в одиночестве? Как правило, это отсутствие реакции на обращение родителей, стремление к территориальному уединению.

3. Как ребёнок относится к окружающему пространству? У ребёнка отсутствует активность к исследованию предметов в комнате, на улице при прогулке, в магазине.

СФЕРА ВОСПРИЯТИЯ ПРИ АУТИЗМЕ

1. Зрительное восприятие:

— ребёнок часто рассматривает свои ручки, перебирает пальчиками у лица, тоже самое с пальцами мамы. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения;

— зрительная гиперсинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор, стремление к темноте, укромному уголку.

2. Слуховое восприятие:

— отсутствие реакции на звук. Особое внимание здесь стоит обратить на отсутствие привыкания к пугающим звукам;

— стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми пакетами, раскачиванию створок двери.

3. Тактильная чувствительность:

Изменённая реакция на мокрые пелёнки/подгузники, купание, причесывание, стрижку ногтей, расчёсывание волос. Плохая переносимость одежды и обуви, стремление раздеться. Обследование окружающих предметов с помощью ощупывания.

4. Вкусовая чувствительность:

Здесь стоит отметить непереносимость многих блюд, стремление есть несъедобное. Ребёнок часто облизывает и сосёт несъедобные предметы, таким образом исследуя окружающим мир с помощью облизывания.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, если у вашего ребёнка проявляется более двух симптомов из данного перечня, стоит незамедлительно обратить за консультацией к нейродефектологу.

На семинарах “Мамской школы” Людмила Викторовна обучает родителей правильно взаимодействовать с ребёнком, у которого нарушения интеллекта, в том числе аутизм и расстройства аутистического спектра.

Семинары “Мамской школы” — это комплексный подход для обучения таких деток, в рамках которых вы сможете помочь ребёнку и научить его коммуницировать с вами и членами семьи, основам предметной деятельности, выработаете сенсомоторные эталоны и языковые навыки.

0 Элемент |
Просмотр корзины