Ещё несколько лет назад понятие “информационная грамотность” звучало следующим образом: совокупности знаний, умений, владений, связанных с информацией, её поиском, обработкой, анализом и интерпретацией в соответствии с учебным заданием.

Ещё несколько лет назад понятие “информационная грамотность” звучало следующим образом: совокупности знаний, умений, владений, связанных с информацией, её поиском, обработкой, анализом и интерпретацией в соответствии с учебным заданием.
Ещё одно определение, касающееся младшего школьного возраста:
«Информационная грамотность младшего школьника рассматривается как составная часть информационной культуры личности и является синтезом психофизиологического, когнитивного, операционно-технологического, эмоционально-ценностного, коммуникативного компонентов, содержание которых определяется формированием представления об окружающем мире как об информационном пространстве; ценностным отношением к информации; общими представлениями о базовых понятиях в области информатики и практической реализации этих знаний в применении; овладением коммуникативными средствами при работе с информацией.»
Чувствуете разницу? От простого учебного задания наших детей подводят к миру как информационному пространству. И пытаются начать это делать уже с дошкольного возраста, так сказать, не ограничиваясь уроками информатики в 5 классе.
В рамках изучения научных конференций за предыдущие несколько лет, нашли материалы с очень интересными формулировками, во многом объясняющими сегодняшние процессы по цифровизации образования, в том числе в дошкольных образовательных организациях.
«Учитывая заказ государства и общества на развитие у человека компетенций, которые помогают ориентироваться в цифровой среде, необходимо начинать формировать информационную грамотность с дошкольного возраста. Принимая во внимание, что условия жизни быстро меняются, компетенции детей, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), необходимо формировать средствами исследовательской деятельности, что будет способствовать позитивной социализации подрастающего поколения на всех этапах жизни.»
Дошкольный возраст — это то время, когда ребёнок активно развивается физически и интеллектуально, научается писать, читать, считать. Сейчас к 6-7 годам не все нормотипичные дети умеют хорошо читать и писать, а детки с нарушениями речи и развития тем более. Поэтому это драгоценное время до 7 лет надо использовать исключительно с пользой для развития ребёнка, без ИКТ.
«Формирование информационной грамотности детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности — целенаправленный образовательный процесс, обеспечивающий устойчивый интерес ребёнка к исследованию окружающего мира, развитие у него способностей искать, оценивать, выбирать информацию для решения проблемных ситуаций из собственного жизненного опыта с помощью ИКТ и способствующий тем самым позитивной социализации детей в информационном обществе.»
Как это должно выглядеть? Что за “проблемные ситуации из собственного жизненного опыта” в 5-6 лет? И как их может решить ИКТ? Здесь важно обратить внимание на формулировку “устойчивый интерес ребёнка”, потому что интерес к гаджетам у детей действительно стал устойчивый! Как говорят сейчас про смартфоны, что они стали современным наркотиком для детей. Попробуйте не давать смартфон ребёнку, который до этого ежедневно смотрел в нём мультики по 1-1,5 часа в день, он такую истерику закатит!
Самое интересное, что нас с вами взрослых людей никто специально не учил “искать, оценивать и выбирать информацию”, как-то мы сами довольно быстро с этим разобрались, вы согласны?
«Эффективность процесса формирования информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности, осуществляемого в соответствии с методикой, разработанной на основе информационного, личностно-деятельностного и партисипативного подходов, повышается при реализации предлагаемых педагогических условий: создание и использование детьми алгоритмов как основы программирования; внедрение комплекса исследовательских квестов, базой которых являются логические, проблемные задания, позволяющие детям с помощью ИКТ решать задачи из собственного жизненного опыта.»
На самом деле здесь заложен очень простой смысл — научить ребёнка действовать по алгоритмам, т.е. по шаблонам. А что даст ребёнку это шаблонное мышление? Задачи из “собственного жизненного опыта” детям 6-10 лет должны помогать решать родители, а не смартфон или планшет.
А вот, какие вопросы исследовались и отрабатывались на практике (в рамках научных работ, представленных на конференциях):
1) программы формирования информационной грамотности детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности с последующим внедрением в образовательный процесс;
2) комплексы исследовательских квестов, направленных на решение задач из жизненного опыта детей при помощи ИКТ;
3) алгоритмы программирования, использование которых позволяет совершенствовать информационную грамотность воспитанников ДОО;
4) конспекты по:
— применению метода сказкотерапии, позволяющего детям понимать проблемы в виртуальном пространстве;
— включению детей в коммуникацию с людьми, проживающими за границей, средствами ИКТ;
— «изобретению» ИКТ будущего с помощью технологии ТРИЗ.
“Коммуникация с людьми, проживающими за границей, средствами ИКТ” — что это значит? А знают ли об этом родители детей? И с какой целью “предлагается” ввести подобные коммуникации с совершенно незнакомыми людьми?
На наш взгляд, если школьников младших классов удалось “приручить” к какой-то доле цифровизации с помощью мобильных и компьютерных игр (футбол, стрелялки, собирательные игр и т.д.), то дошкольников родители ещё как-то оберегают от всего этого. Поэтому в ход идёт сказкотерапия, мультфильмы, в которых продвигается удобство цифровизации и нейросетей, занятия в детских садах по основам программирования, проведение занятий с помощью видео-уроков вместо живого педагога.
Подмена понятий, занижение роли живого педагога, ИКТ в дошкольном возрасте — это действительно то, что надо родителям и детям?
Читайте нашу статью про замену воспитания цифровизацией.
Материалы:
1. Международная НПК «Информационная культура современного детства» (Челябинск, 2019).
2. VI Международная НПК «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» (Саранск, 2022).
2014-2024 © Речевой центр логопеда-дефектолога Л.В. Танабурьян. Все права защищены.