Игровая деятельность: важность игры в развитии ребёнка

Игровая деятельность: важность игры в развитии ребёнка Милатан

ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ — ПУТЬ ПОЗНАНИЯ МИРА

Эти слова Максима Горького, классика русской литературы, получили широкое признание в советской дошкольной педагогике.

Что же даёт ребёнку игра и игровая деятельность? К этому вопросу мы обратились не случайно, т.к. столкнулись с тем, что в ходе проведения диагностики некоторые родители (их очень малый круг, но они всё-таки есть), не понимают зачем с ребёнком играть? Дайте нам речь, а играть мы и дома с ним можем.

«Дочке 3 года, есть несколько слов, идёт на коммуникацию, но нужен запуск речи. Я была уже у трёх “специалистов” и не понимаю. Разве это специалист? Сидеть изучать цвета, формы, повторять ребёнку слова по слогам и требовать от него, чтобы и он повторил, чтобы сидел за столом и делал задания и тому подобное, это и я дому могу и делаю с ним. Неужели нету реального специалиста, который занимается реально тем, чтобы помочь запустить речь/развивать речь?»

В игре происходит разнообразная познавательная деятельность. И самое первое — это знакомство с предметами.

Ребёнок на практике, в деятельности знакомится с формой, окраской, величиной и другими качествами различных предметов.

Новую игрушку недостаточно разглядеть, её нужно повертеть, покатать, пощупать. Ребёнок может долго пересыпать песок, формовать его, сооружать постройки. Педагог подбирает материал, который побуждает ребёнка к разнообразным действиям и даёт возможность понять его свойства. Ребёнок изучает свойства материала, с которым играет, а педагог называет эти свойства и ставит перед ребёнком вопросы, заставляющие его задуматься, отвечает на вопросы ребёнка.

Ребёнок знакомится с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, со взаимоотношениями людей.

В игре происходит освоение впечатлений от окружающей жизни, знаний, полученных на занятиях. Чтобы у ребёнка возникла такая игра, необходимо наличие ярких, конкретных впечатлений, следовательно, игре предшествуют наблюдения, чтение, рассказывание. Такой своеобразный способ переработки впечатлений соответствует образному, действенному характеру мышления ребёнка, его эмоциональности.

Взаимодействие между игрой и занятиями заключается и в том, что в игре воспитываются интересы детей к окружающему, стремление к приобретению знаний.

Такая же связь и взаимодействие существуют между, игрой и воспитательной работой в целом: в игре отражаются результаты воспитания моральных качеств, культурных привычек и навыков, в то же время они в игре развиваются. Добавим сюда коррекционную силу игры для детей с нарушениями речи и развития.

ЧТО ВОСПИТЫВАЛ СОВЕТСКИЙ ПЕДАГОГ В ДЕТЯХ

Советские воспитатели и педагоги:

— воспитывали у детей ценную привычку быть всегда занятыми;

— вызывали желание играть в разнообразные игры;

— развивали умение делать свои игры содержательными и полезными. От того, во что играют дети, зависят их мысли, чувства, поведение, их отношение к окружающему, поэтому очень важно, чтобы игры детей были содержательны.

— поддерживали детей в их начинаниях и замыслах. Педагог подхватывал замысел ребёнка или нескольких детей, и помогал его осуществить, внимательно наблюдал за играми детей, с интересом вникая в их содержание;

— воспитывали у детей коллективные и организационные навыки — умения договориться, во что будут играть и распределить роли между собой;

— заботились о том, чтобы дети в своих играх отражали поступки и черты человека советского общества, его любовь к родине, к труду, товарищеское отношение к людям, героизм;

— направляли игры таким образом, чтобы фантазия не уводила ребёнка от жизни, чтобы в игре формировались правильные представления об окружающем.

Наблюдая за играми детей, педагоги оценивали их с точки зрения стоящих перед ними педагогических задач: содержание игр, полезны ли они для развития в нужном направлении мыслей и чувств детей, правильно ли представление ребёнка о том, что он изображает, какими средствами изображения пользуются дети для передачи в игре задуманного, умеют ли ставить перед собой цель, самостоятельно организоваться и выполнить намеченное.

Безусловно, ценности в обществе и условия работы педагогов, претерпели значительные изменения за последние несколько лет, но роль педагога остаётся неизменной и по сей день.

Ещё раз вернёмся к научным трудам Антона Семёновича Макаренко (ранее обсуждали этот вопрос в этой статье), русского и советского педагога и писателя, который считал, что отличие игры от труда лишь в том, что в ней не создаются социальные ценности, но хорошая игра похожа на хорошую работу — в ней, как и в труде, всегда есть рабочее усилие и усилие мысли, чувство ответственности, радость творчества. А здесь уже можно провести линию связи с мотивацией к обучению и инфантилизмом у современных детей.

Так какую роль занимает педагог в воспитании ребёнка? Сможет ли живого педагога заменить видео с экрана, где показано занятие или упражнение, которое необходимо выполнить детям? Останется ли место для игры в “мамы и дочки”, “зоопарк”, “сад и огород”, “учитель и ученик” в цифровой среде? На наш взгляд, это риторические вопросы.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Именно поэтому игровая деятельность не просто так входит в коррекционный процесс обучения безречевых детей, потому что задержка речи идёт по нескольким направлениям. Это моторно-двигательное направление, познавательное развитие и речевая деятельность. Например, к 3 годам нормотипичный ребёнок уже говорит фразами, сложными предложениями, задаёт простые вопросы и выражает свои просьбы. Если к 3 годам вы видите, что у ребёнка не сформирована речь, значит не сформированы мыслительные процессы. Мыслительные процессы и речь тесно связаны между собой. Если вы наблюдаете отсутствие речи, значит отсутствует мыслительная деятельность.

Если у вашего ребёнка задержка речи, он безречевой, говорит только несколько основных слов в 3-3,5 года, не запоминает и не может повторить слова, необходимо обращаться за Консультацией к нейродефектологу

Занятия с дефектологом позволяют устранить или смягчить психофизические и речевые нарушения у ребёнка.

0 Элемент |
Просмотр корзины