Задачей логопеда в рамках логопедических занятий является сформировать речевые и неречевые психические функции у ребёнка при овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.
Коррекционное обучение при дизорфографии включает следующие направления:
- формирование лексического компонента языковой способности;
- развитие восприятия речи на сенсорно-перцептивном уровне;
- дифференциация категориального значения различных частей речи;
- дифференциация родственных слов;
- работа над ударением в словах;
- развитие языкового анализа, синтеза представлений;
- коррекция нарушений грамматического строя речи;
- развитие лексики;
- работа над связной речью;
- интеграция сформированных психологических предпосылок в процессе применения орфографических правил на письме;
- формирование орфографической зоркости, орфографических знаний, умений и навыков.
А также усвоение взаимосвязи фонематической, морфологической, синтаксической, словообразовательной компетенции и орфографических знаний, умений и навыков.
В процессе коррекции дизорфографии орфографический навык вырабатывается как сложный речевой навык, который формируется в процессе длительных упражнений и основывается на базовых навыках и умениях, таких как: автоматизация написания букв; умение анализировать слово с фонетической стороны (звукобуквенный и слоговой анализ); умение определять морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; и как заключение, умение подвести орфограмму под соответствующее правило.
Автоматизация орфографических умений и навыков работает в трёх направлениях: прогнозирование орфограммы, программирование последовательности умственных действий (алгоритма орфографической деятельности) и формирование контроля своей деятельности.
Логопедическая работа с применением дифференциального подхода, комплексов упражнений, которые содержат несколько уровней сложности, учитывающих особенности развития ребёнка с дизорфографией, показывает положительную динамику.
При правильном и систематическом коррекционном обучении, удаётся значительно снизить количество ошибок на письме и улучшить орфографические навыки ребёнка. Безусловно, чем раньше будет начата работа с логопедом, тем больше шансов на успешную коррекцию. Однако для достижения стойких результатов требуется длительная и регулярная работа. Важно, чтобы ребёнок не просто запоминал орфографические правила, но и научился применять их в различных контекстах.
Отметим, что без целенаправленного логопедического воздействия проявления дизорфографии не только не исчезают, но и усугубляются с течением времени. Затруднения в письме у третьеклассников являются более глубокими и в меньшей мере подвергаются коррекции, чем у первоклассников. Эти данные подтверждают необходимость ранней профилактики и коррекции дизорфографии.