Дизорфография у ребёнка — это приговор для школьника?

Дизорфография у ребёнка — это приговор для школьника? Милатан

ЧТО ТАКОЕ ДИЗОРФОГРАФИЯ?

Сегодня мы затронем вопрос дизорфографии, связанный с орфографическими знаниями, умениями и навыками, лежащими в основе усвоения учебных программ по различным предметам в школе. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только в школьной адаптации, но и в целом освоения родного языка и литературы.

Дизорфография — это стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Между дисграфическими и орфографическими ошибками на письме присутствует тесная связь, в основе которой лежит нарушение языкового и когнитивного развития у ребёнка.

Предпосылками овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, является сформированность лексики (объёма активного и пассивного словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные типы предложений). На основании этого советские учёные Галина Васильевна Чиркина, логопед, доктор педагогических наук, Светлана Николаевна Шаховская, дефектолог, кандидат педагогических наук, Сергей Борисович Яковлев, логопед, кандидат педагогических наук, связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.

В каком возрасте наиболее ярко проявляется дизорфография?

Основную категорию детей с дизорфографией составляют школьники младших 3 и 4 классов, т.е. в 10-11 лет, у которых нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками проявляются в гораздо большей степени, чем у школьников 2 классов.

С учетом уровня несформированности орфографических знаний, умений и навыков, а также предпосылок их усвоения выделяется 3 группы детей: с лёгкой, средней и тяжёлой степенью дизорфографии.

СИМПТОМАТИКА ДИЗОРФОГРАФИИ

Симптоматика дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является стойкой и разнообразной.

Наиболее типичными её проявлениями являются:

— трудности автоматизации орфографических умений и навыков;

—  несформированность орфографической зоркости, лингвистического мышления;

— трудности усвоения применения правил правописания, особенно морфологического принципа написания;

— большое количестве орфографических ошибок на письме;

— трудности выполнения орфографических действий в умственном плане, без опоры на тетрадь, книгу;

— трудности постановки ударения в словах, определения ударного гласного, ударного слога;

— низкий уровень развития анализа и синтеза, процессов сравнения, классификации, обобщения, абстракции;

— неустойчивость внимания, недостаточность его концентрации, трудности переключения с одного вида учебной деятельности на другой;

— нарушение процессов символизации.

Данные трудности у детей с дизорфографией носят системный характер, они проявляются как в трудностях овладения орфографией, так и в целом школьной программой по русскому языку. В качестве механизмов нарушений усвоения правил правописания выступает комплекс факторов, обусловленный нарушением речевых и неречевых психических функций.

Кроме того, у ребёнка с дизорфографией в целом проявляется низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать, сопоставлять звуковые единицы речи, находить в них сходные элементы, неумение склонять и спрягать слова, определять женский, мужской и средний род.

ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ЛОГОПЕД ПРИ ДИЗОРФОГРАФИИ?

Задачей логопеда в рамках логопедических занятий является сформировать речевые и неречевые психические функции у ребёнка при овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Коррекционное обучение при дизорфографии включает следующие направления:

  1. формирование лексического компонента языковой способности;
  2. развитие восприятия речи на сенсорно-перцептивном уровне;
  3. дифференциация категориального значения различных частей речи;
  4. дифференциация родственных слов;
  5. работа над ударением в словах;
  6. развитие языкового анализа, синтеза представлений;
  7. коррекция нарушений грамматического строя речи;
  8. развитие лексики;
  9. работа над связной речью;
  10. интеграция сформированных психологических предпосылок в процессе применения орфографических правил на письме;
  11. формирование орфографической зоркости, орфографических знаний, умений и навыков.

А также усвоение взаимосвязи фонематической, морфологической, синтаксической, словообразовательной компетенции и орфографических знаний, умений и навыков.

В процессе коррекции дизорфографии орфографический навык вырабатывается как сложный речевой навык, который формируется в процессе длительных упражнений и основывается на базовых навыках и умениях, таких как: автоматизация написания букв; умение анализировать слово с фонетической стороны (звукобуквенный и слоговой анализ); умение определять морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; и как заключение, умение подвести орфограмму под соответствующее правило.

Автоматизация орфографических умений и навыков работает в трёх направлениях: прогнозирование орфограммы, программирование последовательности умственных действий (алгоритма орфографической деятельности) и формирование контроля своей деятельности.

Логопедическая работа с применением дифференциального подхода, комплексов упражнений, которые содержат несколько уровней сложности, учитывающих особенности развития ребёнка с дизорфографией, показывает положительную динамику.

При правильном и систематическом коррекционном обучении, удаётся значительно снизить количество ошибок на письме и улучшить орфографические навыки ребёнка. Безусловно, чем раньше будет начата работа с логопедом, тем больше шансов на успешную коррекцию. Однако для достижения стойких результатов требуется длительная и регулярная работа. Важно, чтобы ребёнок не просто запоминал орфографические правила, но и научился применять их в различных контекстах.

Отметим, что без целенаправленного логопедического воздействия проявления дизорфографии не только не исчезают, но и усугубляются с течением времени. Затруднения в письме у третьеклассников являются более глубокими и в меньшей мере подвергаются коррекции, чем у первоклассников. Эти данные подтверждают необходимость ранней профилактики и коррекции дизорфографии.

Отметим, что созвучный на первый взгляд диагноз “дисграфия” имеет другие проявления и симптоматику.

0 Элемент |
Просмотр корзины