Что такое фонематическое восприятие?

Что такое фонематическое восприятие? Милатан

НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Возраст 3 года — тот самый “пограничный” возраст, до которого советуют подождать некоторые специалисты и родители, чтобы у ребёнка появилась речь. Но зачастую, нарушения речи “не приходят одни” и проявляют себя совместно с другими нарушениями, например, в двигательной сфере, моторном планировании. Ведь как мы помним, развитие речи во многом обусловлено уровнем сформированности у ребёнка сенсомоторной и познавательной сфер. Кроме того, формирование речи в раннем возрасте происходит в постоянном взаимодействии с другими функциями.

Как правило, у большинства детей после 3 лет, речь которых характеризуется крайней ограниченностью использования языковых средств, диагностируется общее недоразвитие речи. При этом, механизмы данного нарушения могут быть различны. Т.е. здесь важно определить и причину нарушений, ведь есть огромная разница если ребёнок просто не выговаривает буквы С-З или когда у него моторная алалия, и он не выговаривает буквы, плюс не запоминает их и не распознаёт на слух.

При нарушениях речевого развития у ребёнка присутствуют разнообразные и многочисленные ошибки при воспроизведении звукослоговой структуры слова. Это пропуски и уподобления звуков и слогов, сопровождающиеся специфическими артикуляторными трудностями. Эти самые трудности выглядят так, как-будто язык не слушается ребёнка, кривятся губы, рот открывается слишком широко или наоборот еле приоткрыт. И нужные звуки никак не хотят появиться.

Далее идёт фонематическое восприятие и низкая степень его сформированности, проявляющаяся в неусвоенности различий звуков по целому ряду дифференциальных признаков. Т.е. ребёнок не различает на слух звуки, ему слышатся другие слова, он выглядит немного рассеянным и часто ожидает повторения речевой инструкции от родителей.

Ещё чаще встречаются случаи, когда ребёнок якобы “ленится” и “сокращает” предложение до одного слова, например, говорит не “мама, дай мне попить”, а просто “пить”, т.е. обозначает только действие — дай, есть, гулять, идти. А если ребёнок составляет предложение, то слова в нём без форм подчинительной связи (идёт замена падежа, опущение предлогов). Например, “пиожок с катошка”, “сок яблоко”. Добавим сюда смешение признаков «род» и «одушевленность» — «неодушевленность».

Малый объём слов, обозначающих признаки, действия, предметы — ещё один характерный показатель. Как правило, это свидетельствует не только о задержке темпа усвоения лингвистических единиц и правил их функционировании, но и о патологическом типе становления механизма речевого развития.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ — ЭТО СЕНСОРНАЯ ОСНОВА РЕЧИ

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т.е. ребёнок должен дифференцировать все звуки речи на слух.

Как отмечал Александр Николаевич Гвоздев, советский лингвист, доктор филологических наук:

«Интонации, фразовые ударения, паузы также важны для фонетической системы русского языка, как фонемы. Ребёнок, усваивая русский язык, должен владеть и этими средствами, в первую очередь научиться по ним, как по звукам распознавать разные по значению высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями, т.е. использовать их как фонологические средства языка.»

Относясь к фонологическим средствам языка, интонация представляет собой ту языковую область, которая непосредственно воспринимается и усваивается при помощи речевого слуха. В состав речевого слуха наряду с другими компонентами — физическим, звуко-высотным слухом и чувством ритма, входит фонематический слух. Каждый из составляющих речевой слух компонентов, будучи развитым в той или иной мере, определяет степень развития фонематического слуха ребёнка.

Таким образом, фонематический слух — это сенсорная основа нашей речи. В отличие от звуко-высотного или музыкального слуха, направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух направлен на различением фонем, т.е. частей слова, несущих определённое значение, содержание.

Отметим, что фонетико-фонематические нарушения речи, несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. В следствие чего уже образуется целая “цепочка” из несформированных функций: бедность активного и пассивного словаря, трудности построения фразы, аграмматизмы, недоразвитие слухового внимания, слабая слуховая память, недостаточное понимание значений слов и фразеологических оборотов.

ЧЕМ ПОМОЖЕТ ЛОГОПЕД-ДЕФЕКТОЛОГ?

Нарушение речевого развития различного генеза не обеспечивает формирование основных языковых функций: коммуникативной, познавательной и регулирующей, что приводит к задержке развития познавательных процессов. Не забываем, что первые годы жизни являются решающими для формирования речи, так как в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон.

В рамках диагностики логопед-дефектолог всесторонне комплексно оценивает развитие ребёнка, т.е. кроме развития речи выявляются особенности развития сенсомоторной, познавательной сфер, что способствует уточнению типа речевого дизонтогенеза, а также определению путей коррекционно-развивающего воздействия.

Безусловно, при фонетико-фонематических нарушениях речи необходимы логопедические занятия по развитию интонационно-фонетической стороны речи. В системе коррекционного обучения логопед-дефектолог применяет приёмы по формированию интонационных умений и навыков, которые повышают эффективность всего коррекционного процесса.

Как правило, грамотная логопедическая работа в дошкольном возрасте позволяет избежать трудностей в будущем при обучении ребёнка в школе при овладении программой по русскому языку и литературному чтению.

0 Элемент |
Просмотр корзины