Возраст 3 года — тот самый “пограничный” возраст, до которого советуют подождать некоторые специалисты и родители, чтобы у ребёнка появилась речь. Но зачастую, нарушения речи “не приходят одни” и проявляют себя совместно с другими нарушениями, например, в двигательной сфере, моторном планировании. Ведь как мы помним, развитие речи во многом обусловлено уровнем сформированности у ребёнка сенсомоторной и познавательной сфер. Кроме того, формирование речи в раннем возрасте происходит в постоянном взаимодействии с другими функциями.
Как правило, у большинства детей после 3 лет, речь которых характеризуется крайней ограниченностью использования языковых средств, диагностируется общее недоразвитие речи. При этом, механизмы данного нарушения могут быть различны. Т.е. здесь важно определить и причину нарушений, ведь есть огромная разница если ребёнок просто не выговаривает буквы С-З или когда у него моторная алалия, и он не выговаривает буквы, плюс не запоминает их и не распознаёт на слух.
При нарушениях речевого развития у ребёнка присутствуют разнообразные и многочисленные ошибки при воспроизведении звукослоговой структуры слова. Это пропуски и уподобления звуков и слогов, сопровождающиеся специфическими артикуляторными трудностями. Эти самые трудности выглядят так, как-будто язык не слушается ребёнка, кривятся губы, рот открывается слишком широко или наоборот еле приоткрыт. И нужные звуки никак не хотят появиться.
Далее идёт фонематическое восприятие и низкая степень его сформированности, проявляющаяся в неусвоенности различий звуков по целому ряду дифференциальных признаков. Т.е. ребёнок не различает на слух звуки, ему слышатся другие слова, он выглядит немного рассеянным и часто ожидает повторения речевой инструкции от родителей.
Ещё чаще встречаются случаи, когда ребёнок якобы “ленится” и “сокращает” предложение до одного слова, например, говорит не “мама, дай мне попить”, а просто “пить”, т.е. обозначает только действие — дай, есть, гулять, идти. А если ребёнок составляет предложение, то слова в нём без форм подчинительной связи (идёт замена падежа, опущение предлогов). Например, “пиожок с катошка”, “сок яблоко”. Добавим сюда смешение признаков «род» и «одушевленность» — «неодушевленность».
Малый объём слов, обозначающих признаки, действия, предметы — ещё один характерный показатель. Как правило, это свидетельствует не только о задержке темпа усвоения лингвистических единиц и правил их функционировании, но и о патологическом типе становления механизма речевого развития.


