Аутизм проявляется как «потеря контакта с действительностью» и погружённостью ребёнка в «воображаемый мир», постоянное «витание в облаках» без видимых причин.

Аутизм проявляется как «потеря контакта с действительностью» и погружённостью ребёнка в «воображаемый мир», постоянное «витание в облаках» без видимых причин.
При аутизме выражена специфичность патологических особенностей познавательных процессов. Как следствие, трудности в коммуникации, проблемы в поведении и эмоциональной сфере уже связаны с первичной патологией познавательной деятельности.
Так как познавать мир ребёнку с аутистическими проявлениями крайне тяжело, его «картина мира» становится фрагментарной, хаотичной и неосмысленной. Она напоминает большой пазл, часть деталей которого потеряна, часть разбросана по столу и таким образом его не удаётся собрать целиком и увидеть общую картинку. В силу этих особенностей у ребёнка складываются ограниченные стереотипные действия и сверхпривязанность ко всему знакомому (и боязнь всего нового: новой еды, новых игрушек, незнакомых людей, нового помещения), а так же порождаются страхи, агрессия и замкнутость.
Родителям и специалистам бывает крайне сложно догадаться по косвенным, случайным или порой неожиданным проявлениям в поведении ребёнка о его переживаниях, страхах, потребностях, боли или дискомфорте. Крайне сложной оказывается оценка интеллектуального уровня аутичного ребёнка, причем не только потенциальных способностей и «зоны ближайшего развития», но и актуальных знаний и навыков.
Аутизм считается первазивным нарушением, то есть затрагивающим все сферы психики, проявления которого можно отметить уже в младенческом возрасте. Например, родителям стоит насторожиться при полном отсутствии у ребёнка гуления в 3-4 месяца, лепета в 5-6 месяцев, а также если они носили очень скудный характер. Ещё одним маркером является «комплекс оживления», который тоже очень слабо проявляется или полностью отсутствует, тогда ребёнок обычно не улыбается и не зеркалит ваши звуки, улыбки, движения.
По мере взросления, в 10-18 мес. можно отметить, что аутичные дети не интересуются обычными игрушками, предпочитая им неигровые предметы (скрепки, палочки, веревочки) и неструктурированный материал (песок, вода). При этом они ориентируются не на функциональные, а на перцептивные свойства предметов, совершая с ними однообразные действия (потряхивания, выкладывание в ряды, верчение). Ребёнок часто включает воду и буквально «зависает» около крана.
Безусловно, для родителей и всей семьи это большой стресс, если ребёнок оказывается в группе риска по расстройствам аутистического спектра (РАС). Присутствует односторонняя оценка состояния ребёнка, которая может проявляться как в преувеличении, так и преуменьшении тяжести нарушения. Противоречивость родительского отношения выражается не только в эмоциональном аспекте, но и системе представлений о ребёнке, а также способе взаимодействия с ним. Ведь он отличается от обычных детей, родители не получают от него эмоционального отклика на свои действия, а зачастую и просто «обратной связи».
Принятие ситуации, адекватная оценка, ориентация на поиск ресурсов для оказания ребёнку необходимой помощи – вот основные направления работ родителей. А также снижение негативных переживаний, появление интереса к окружающему миру и ориентация на будущее, например, на обучение в общеобразовательной школе.
Для того, чтобы понять как взаимодействовать с аутичным ребёнком, нужно знать особые потребности детей с аутизмом.
Во-первых, в связи с особой сложностью организации произвольного внимания и поведения аутичных детей, любые навыки необходимо формировать у них последовательно, а не параллельно. Это означает, что этапу освоения значимых навыков должен предшествовать специальный этап работы, направленный на формирование предпосылок необходимого навыка, например, учебного поведения.
Мы рекомендуем родителям уделять максимум времени и внимания осмысленности освоения ребёнком каждого нового умения при его минимальной технической отработке, что позволяет предотвратить опасность превращения нового способа действий в аутостимуляцию (использование механически, неосмысленно, для получения стереотипных ощущений).
Во-вторых, начинать обучение рекомендуем с навыком самообслуживания, подробнее о них писали здесь. Они пригодятся ему на протяжении всей жизни. Умение самостоятельно одеться/раздеться, постирать и сложить вещи, приготовить покушать и занять себя в свободное время обязательно пригодится во взрослой жизни. Стоит пробовать научить ребёнка планированию и последовательным действиям, изложению мыслей. В этом деле очень помогает расписание дня и занятий, которым семья следует независимо от праздников и выходных.
В-третьих, одной из главных проблем при аутизме является отсутствие социализации у ребёнка.
И пока у него нет фундамента в виде интереса к другому человеку, готовности его слушать, наблюдать за ним, повторять его действия и др., пока у него не сформированы навыки взаимодействия и нет коммуникации, он не сможет начать общаться с другими детьми, взрослыми и налаживать с ними общение.
Поэтому родителям совместно с психологом, дефектологом необходимо формировать у ребёнка:
Отметим, что аутизм относится к расстройствам аутистического спектра (РАС). Неоднородность категории детей, страдающих аутизмом, стала поводом для рассмотрения этого нарушения как спектрального расстройства, когда «на одном конце спектра мы находим немого ребёнка, часами вертящего в руках канцелярскую скрепку и смотрящего в потолок, а на другом успешного школьника 8 класса». Сложные сочетания психического недоразвития, задержанного/ускоренного развития отдельных высших психических функций создают трудности в рассмотрении клинико-психологических особенностей таких детей. Учитывая широкий спектр проявлений аутизма, мы постарались дать общее представление об аутизме и рекомендации родителям.
2014-2024 © Речевой центр логопеда-дефектолога Л.В. Танабурьян. Все права защищены.