Аутизм: истории родителей о том, как он выглядит

Аутизм: истории родителей о том, как он выглядит. Милатан

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ДИАГНОЗА «АУТИЗМ»

Начнём с предыстории появления диагноза «аутизм» и «ранний детский аутизм» (классический аутизм). Это поможет нам понять какие симптомы и проявления синдрома отмечались более часто и проявлялись более «ярко».

В 1943г. Лео Каннер, австрийский и американский психиатр, сделал вывод о существовании особого клинического синдрома, при котором выделил типичные нарушения психического развития, назвав его синдромом «раннего детского аутизма» — «Early infantile autism», который впоследствии был назван в его честь «синдром Каннера».

Отметим, что независимо от работ Лео Каннера, почти одновременно с ним в 1944 г. австрийский педиатр Ганс Аспергер описал ранний детский аутизм, и этот термин нашел широкое применение в мире. Советский психиатр, доктор медицинских наук Самуил Семёнович Мнухин в 1947 г. представил свой труд о раннем детском аутизме.

Каннер выделил два симптома раннего детского аутизма: одиночество больных с отрешением от окружающего и навязчивое стремление к постоянству, неизменности в сочетании со стереотипным поведением. Кроме того, он охарактеризовал аутизм у детей как сложный симптомокомплекс с проявлениями крайней самоизоляции, стереотипных интересов и действий, коммуникативных расстройств речи, протодиакризиса (одинаковое отношение к одушевленным и неодушевленным предметам), возникающий у ребёнка в первые годы жизни.

Каннер предложил называть «ранним детским аутизмом» особые состояния у детей, начинающиеся с первых лет жизни и определяемые крайней самоизоляцией, а его причину видел во врожденном нарушении аффективного контакта. В клиническое описание болезни Каннер внёс не только собственно симптомы аутизма, но и расстройство речи, моторных функций, стереотипность деятельности и интересов.

Вопрос о причинах возникновения у ребёнка аутизма остаётся открытым. Учёные подтверждают, что аутизм может возникать на основе различных нейробиологических, генетических или приобретенных аномалий, характеризующихся как признаками умственной отсталости, так и психотическими симптомами.

ИСТОРИИ РОДИТЕЛЕЙ О ТОМ, КАК ВЫГЛЯДИТ АУТИЗМ

Ниже мы приведём несколько историй как у детей проявлялся аутизм по мере их взросления. В каком возрасте родители обратили внимание, что их ребёнок имеет своеобразные особенности в поведении и коммуникации.

ИСТОРИЯ #1

«Первая беременность, протекала с токсикозом, тошнотой, болями внизу живота, в связи с чем несколько раз лежала на сохранении в отделении патологии беременных. Роды на 39 неделе. Сын отказывался от груди первые 2 дня. Не гулил, лепет появился к 1 году, первые слова в 14 мес, фразовая речь к 1,5 года. Физически развивался в соответствии с нормами: голову держал с 5 мес, сидел с 8 мес, самостоятельно пошёл ровно в 12 мес. До 1 года много спал, был чрезмерно спокойным, «удобным» ребёнком, мало реагирующим на окружающих людей и события. Не было реакции на голод и мокрые пелёнки. Ел хорошо. Родных не отличал от посторонних. Участковый педиатр считал сына здоровым, но я с раннего возраста обращала внимание на его пассивность и отрешённость. Завидя детей на улице, начинал кричать, плакать и убегал от них ко мне. Любил смотреть на струю воды, играть с ней, открывать краны в ванной.

В 1,5 года на вопросы не отвечал. Если ему было что-то нужно, то произносил неуместное слово и пользовался жестами. В 2,5 года говорил, понимал обращённую речь, но ею почти не пользовался. Вел себя «странно»: игрушки перекладывал с места на место, часто бегал на цыпочках. Временами произносил слоги, слова, отрывки фраз. Когда его звали поиграть, сердился, взмахивал руками, бегал, выкрикивал неразборчивые слова. На улице ни во что не играл.

Сейчас сыну 4 года и он по-прежнему избегает детей, на вопросы не отвечает и ничего не просит. Знает понятия «много — мало», «больше — меньше», различает предметы по форме, знает основные цвета. Физически хорошо развит. Тяжело переносит перемену обстановки, плачет, не отпускает меня. Может чётко произносить слова, вопросы, но с лепетными интонациями, не вдумывается в смысл сказанного, пропускает в словах отдельные звуки. Нуждается в постоянном побуждении, быстро от всего устаёт.»

ИСТОРИЯ #2

«Моя первая беременность, протекала в первой половине с небольшим токсикозом. Сын родился на 40 неделе, закричал сразу. К груди приложился сразу, сосал активно, из роддома выписали на 5-е сутки.

В грудном возрасте был спокойный, не просился ко мне на руки, и не шел на руки к незнакомым людям. Моторное развитие своевременное. Было гуление с 2 мес, лепет с 7 мес, к 12 мес произносил около 15 слов, после года — короткие фразы, к 1,5 годам отмечалась правильная фразовая речь. К 2 годам научился самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, мыть руки. После года любил движущиеся игрушки, играл в пирамидку, складывал башню из кубиков, играл в машинки, рассматривал, катал их. Следил за движением машин на улице. К 3 годам появился интерес к инструментам отца, мастерил вместе с ним, клеил, пилил. В 4 года мы с мужем пытались отдать его в обычный детский сад, но он отказывался ходить. Играл преимущественно один. Детей не замечал, не хотел играть и разговаривать с ними.

В 6 лет пошел в частный детский сад с целью социальной адаптации в детском коллективе. Ходил с желанием, хорошо занимался, но воспитатели обратили внимание, что ребенок не играет с детьми, замкнут, часто отвлекается, «думает о своём» и порекомендовали нам обратиться к психиатру.»

ИСТОРИЯ #3

«Дочь родилась от нормально протекавшей первой беременности на 38 неделе. На первом году жизни развивалась в соответствии с возрастными нормами. Гуление началось с 4 мес, лепет с 8 мес, первые слова — после года.

Приблизительно после 1,5 лет перестала тянуться ко мне, проситься на ручки, стала безразличной, у неё пропала речь совсем. Начала ходить пошатываясь, появилась неуклюжесть. Психическое развитие затормозилось, она перестала играть любимыми игрушками, игрушки в руках не удерживала и роняла. Постепенно перестала самостоятельно ходить и начала подолгу сидеть на диване, кресле. После 3 лет у дочки появились эпилептические припадки. Появились постоянные “моющие, потирающие” движения руками.

В 5 лет у неё диагностировали синдром Ретта. Сейчас ей 5,5 лет, речь не появилась, она издаёт отдельные невнятные слоги, звук «га». Следит глазами за мной и мужем, но недолго, внимание не удерживает дольше 5 минут. Сидит с круглой спиной. Встаёт и ходит только с нашей помощью. Периодически очень капризна и скрипит зубами. В туалет самостоятельно не ходит. Иногда есть эпиприступы.»

Как мы видим каждая история индивидуальна и нарушения в развитии у детей проявились в разном возрасте, но преимущественно до 2 лет. Ранее в нашей статье мы писали о первых признаках аутизма, которые должны насторожить родителей и с которыми необходимо обратиться к неврологу или психиатру с целью обследования.

0 Элемент |
Просмотр корзины