На данный момент в диагностике психического развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) существует три направления:
— клиническая диагностика — постановка диагноза РАС врачом-психиатром согласно критериям, определённым в медицинских классификаторах;
— скрининговые тесты, предполагающие первичную экспресс-диагностику с опорой на основные индикаторы детского аутизма;
— психолого-педагогическая диагностика — оценка психического развития ребёнка психологами и дефектологами с помощью различных диагностических методов, в том числе специально разработанных для детей с РАС.
Для того чтобы исключить или установить дополнительные факторы, влияющие на постановку диагноза РАС, врачом назначаются специальные лабораторные исследования, включающие в себя проверку слуха и зрения, для того чтобы исключить нарушения в работе данных анализаторов; электроэнцефалограмму, позволяющую обнаружить эпилептическую активность и оценить уровень зрелости и функциональной активности мозга, и другие.
Многообразие используемых оценочных методик обусловлено крайней разнородностью категории детей, которая объединяется диагнозом «расстройства аутистического спектра». Аутизм относится к расстройствам аутистического спектра, но согласно МКБ-10, МКБ-11 кроме диагноза аутизм, есть достаточно широкий спектр других заболеваний (у каждого свой код), которые относятся к РАС. Таким образом, понятие РАС объединяет в себе широкий спектр нарушений в развитии, которые разделены в зависимости от проявления тех или иных симптомов. Например, 6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функционального языка и 6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка.
Приведём пример запроса от родителей о наличии аутизма у ребёнка:
«Ребёнок отзывается на имя, выполняет мелкие просьбы, обнимает нас с мужем, но в общем — полностью безэмоциональный ребёнок . Например, все дети, кто купается в бассейне, улыбаются, смеются, а мой ребёнок никогда, он всё рассматривает, но без улыбки. И так во всём. Иногда улыбается если пощекотили, но в основном совсем безэмоциональный. Ещё он боится посторонних, когда кого-то видит, сразу бежит ко мне и плачет. Сыну 1,3 г, очень переживаю не аутизм ли это?»
Хотим обратить внимание, что большинство родителей начинают замечать какие-то отклонения в развитии у ребёнка как раз в этом возрасте 1-1,3 года. Несмотря на вполне обоснованные тревоги родителей, специалисты, в большинстве случаев оценивают раннее психическое развитие такого ребёнка как соответствующее норме.