Аутизм и расстройства аутистического спектра — какова связь между ними?

Аутизм и расстройства аутистического спектра — какова связь между ними? Милатан

ЧТО ТАКОЕ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)?

На данный момент в диагностике психического развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) существует три направления:

— клиническая диагностика — постановка диагноза РАС врачом-психиатром согласно критериям, определённым в медицинских классификаторах;

— скрининговые тесты, предполагающие первичную экспресс-диагностику с опорой на основные индикаторы детского аутизма;

— психолого-педагогическая диагностика — оценка психического развития ребёнка психологами и дефектологами с помощью различных диагностических методов, в том числе специально разработанных для детей с РАС.

Для того чтобы исключить или установить дополнительные факторы, влияющие на постановку диагноза РАС, врачом назначаются специальные лабораторные исследования, включающие в себя проверку слуха и зрения, для того чтобы исключить нарушения в работе данных анализаторов; электроэнцефалограмму, позволяющую обнаружить эпилептическую активность и оценить уровень зрелости и функциональной активности мозга, и другие.

Многообразие используемых оценочных методик обусловлено крайней разнородностью категории детей, которая объединяется диагнозом «расстройства аутистического спектра». Аутизм относится к расстройствам аутистического спектра, но согласно МКБ-10, МКБ-11 кроме диагноза аутизм, есть достаточно широкий спектр других заболеваний (у каждого свой код), которые относятся к РАС. Таким образом, понятие РАС объединяет в себе широкий спектр нарушений в развитии, которые разделены в зависимости от проявления тех или иных симптомов. Например, 6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функционального языка и 6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка.

Приведём пример запроса от родителей о наличии аутизма у ребёнка:

«Ребёнок отзывается на имя, выполняет мелкие просьбы, обнимает нас с мужем, но в общем — полностью безэмоциональный ребёнок . Например, все дети, кто купается в бассейне, улыбаются, смеются, а мой ребёнок никогда, он всё рассматривает, но без улыбки. И так во всём. Иногда улыбается если пощекотили, но в основном совсем безэмоциональный. Ещё он боится посторонних, когда кого-то видит, сразу бежит ко мне и плачет. Сыну 1,3 г, очень переживаю не аутизм ли это?»

Хотим обратить внимание, что большинство родителей начинают замечать какие-то отклонения в развитии у ребёнка как раз в этом возрасте 1-1,3 года. Несмотря на вполне обоснованные тревоги родителей, специалисты, в большинстве случаев оценивают раннее психическое развитие такого ребёнка как соответствующее норме.

ТРИАДА НАРУШЕНИЙ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В соответствии с современными представлениями, аутизм рассматривается как группа синдромов разного происхождения, характеризующихся “триадой нарушений”, проявляющейся качественными нарушениями социального взаимодействия и общения, стереотипным поведением.

Для справки: среди расстройств аутистического спектра принято выделять синдром Каннера (ранний детский аутизм — РДА), атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера.

При аутизме страдает не какая-то одна или небольшое количество функций, а психика в целом, весь организм.

Основными проявлениями РАС являются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия даже в отношениях с близкими людьми, в первую очередь с мамой и папой. Нарушения процессов коммуникации сопровождается наличием эмоциональных, когнитивных, поведенческих особенностей детей с аутизмом, а также особенностей привязанности.

Дети, страдающие аутизмом, испытывают трудности с пониманием (осознанием) специфики различных психических состояний, связанных с социальным взаимодействием, — намерений, эмоций, желаний, что объясняет отсутствие или значительное искажение ролевой игры у таких детей. Общий когнитивный дефицит у детей с РАС связан с нехваткой навыков переработки информации, планирования и концентрации внимания.

Детям, имеющим расстройства аутистического спектра, свойственно обрабатывать информацию, анализируя её элементы и детали, однако не пытаясь при этом составить общую картину (очень интересно пишет в своих исследованиях мозга про это Александр Романович Лурия, советский психолог, врач-невролог, один из основателей нейропсихиологии).

Дефицит общих когнитивных навыков проявляется в дефиците навыков переработки социально значимой (эмоциональной) информации.

Согласно исследованиям Виктора Васильевича Лебединского, советского психолога по направлению психологии аномального развития на стыке психологии и дефектологии, психиатрии, первичный дефект аутизма заключается в недоразвитии эмоционального интеллекта, неспособности воспринимать и понимать эмоции других и неспособности выражать собственные эмоции.

У детей, страдающих РАС, существуют проблемы с распознаванием эмоций по невербальным сигналам (мимике и жестам, пантомимике, голосу). Аутичный ребёнок “не может сказать какие эмоции испытывает человеке: радость, грусть, злость, удивление”, т.к. не способен отследить и заострить своё внимание на эмоциональных сигналах, исходящих от других людей.

С момента рождения у аутичного ребёнка наблюдается типичное сочетание двух клинических симптомов или факторов поведения:

— нарушение возможности активно взаимодействовать с окружающей средой и людьми, в первую очередь родителями, что проявляется в сниженном жизненном тонусе;

— снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, которое проявляется в чрезмерной чувствительности при контактах с людьми и неадекватных реакциях при сенсорной перегрузке.

Оба фактора поведения указывают на повреждение базовых механизмов аффективной регуляции, обусловливающих искажения и задержку развития системы эмоциональной организации в целом, что в дальнейшем осложняет адаптацию ребёнка к социальным условиям.

ОТСУТСТВИЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ «МАРКЕР»

Дети с аутизмом имеют серьезные коммуникативные нарушения, которые проявляются с раннего возраста и, как правило, могут сохраняться в течение жизни. Особенности речи и общения детей с РАС проявляются на трех уровнях:

1. Информационно-коммуникативный уровень. Дети с РАС с трудом воспринимают переносное значение чужих слов и имеют ослабленную способность к адаптации собственной речи к требованиям текущей ситуации, так как не имеют навыков прагматического использования речи. Для них характерно понимание слов в буквальном смысле. Значение того или иного слова жестко закрепляется за контекстом, в котором оно впервые было усвоено, и не претерпевает никаких дальнейших изменений, что обусловливает информационно-коммуникативный дефицит.

2. Регулятивно-коммуникативный уровень, что означает взаимную корректировку действий при осуществлении совместной деятельности.

3. Аффективно-коммуникативный уровень (обмен эмоциональными состояниями, выразительность передаваемой информации). Для осуществления этого уровня коммуникации участники должны использовать выразительные средства общения: речь, оптико-кинетическую систему знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическую систему (интонация, паузы и т.п.), системы организации пространства и времени коммуникации, системы «контакта глазами».

Вышеперечисленные особенности невербальной и вербальной коммуникации имеют искаженный характер у детей с РАС, так они используют лишь протоимперативные жесты — жесты или вокализации, которые используются для декларации своих нужд, но никогда не прибегают к протодекларативным, целью которых является вовлечение других людей в процесс взаимодействия и подразумевает навыки привлечения и поддержки социального внимания, равно как и способность к предугадыванию намерений других людей. Эти умения отсутствуют у детей с РАС.

ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ — ВАЖНЫЙ ШАГ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ

Анализ закономерностей формирования основных аффективных механизмов на ранних этапах нормального развития позволяет уточнить главное направление профилактической работы и коррекционных воздействий последовательное отлаживание и встраивание в систему аффективной организации этих необходимых для адаптации механизмов. Понимание того вклада, который совершают в этом процессе близкие ребенка, прежде всего его мать, выдвигает на первый план необходимость активного включения в коррекционную работу родителей ребёнка и помощи в организации наиболее адекватных форм взаимодействия с ним.

Именно поэтому мы обучаем родителей в “Мамской школе” правилам выработки у ребёнка основ коммуникации, чтобы ребёнок начал разговаривать, общаться в первую очередь с вами.

0 Элемент |
Просмотр корзины