Артикуляционная гимнастика при работе с нарушениями речи

КАК ВЫГЛЯДИТ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для языка, губ, щёк, нижней челюсти и методические рекомендации по исправлению произношения.

Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют специальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребёнок учится по инструкции логопеда закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

“Необходимые движения сначала формируются по зрительному подражанию: логопед перед зеркалом показывает ребёнку правильную артикуляцию звука, объясняет, какие движения следует произвести, предлагает ему повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях логопед помогает ребёнку шпателем или зондом. На последующих занятиях можно предложить выполнить движение по устной инструкции без опоры на зрительный образец. Правильность выполнения в дальнейшем ребёнок проверяет на основе кинестетических ощущений. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле”, — отмечала Лариса Степановна Волкова, советский учёный-логопед, 1998г. Это и есть артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика занимает важное место в логопедических средствах, используемых для коррекции речевых нарушений.

ПРИМЕНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ

Стёртая форма дизартрии, дизартрические растройства.

При дизартрии основным нарушением является расстройство фонетической стороны речи из-за параличей и парезов мышц речевого аппарата. Но при дизартрии отмечается нарушение не только фонетической стороны, но и лексического запаса, а также грамматического строя речи. В связи с чем, логопедическое воздействие направляется не только на коррекцию нарушений фонетической стороны, но и на развитие речи в целом. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Когда у ребёнка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, присутствуют анатомические дефекты артикуляционного аппарата, то продуцируются ненормированные звуки.

У ребёнка с дислалией не сформированы некоторые специфические для речи произвольные движения органов артикуляции. Процесс формирования артикуляционных движений осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики: ребенок учится производить их и контролировать правильность выполнения.

Общие недоразвитием речи (ОНР) I-IV  степени.

  • медленное и с напряжением выполнение артикуляционных движений;
  • нарушения в конфигурации языка и в поиске артикуляционной позы;
  • неполный объем движений рта и губ;
  • низкая переключаемость с одного артикуляционного движения на другое;
  • тремор органов речи.

В данном случае, применение артикуляционной гимнастики оказывает существенное положительное воздействие на совершенствование речевой функции ребёнка.

Кроме того, артикуляционная гимнастика рекомендуется после хирургических операций, таких как:

  • пластика врожденной расщелины верхней губы и нёба в ранние сроки после рождения (от 1 года до 3 лет, по соматическим и хирургическим показаниям);
  • ортодонтическая коррекция положения и функции языка с расщелиной губы и нёба;
  • резекция гортани (операция по частичному удалению гортани с сохранением голосовой функции на удовлетворительном уровне).

Нарушения произносительной стороны речи детей после ранней пластики нёба различны по характеру и степени выраженности. Они зависят не только от сроков проведения операции, но и от того, насколько полноценно удалось восстановить артикуляционный аппарат. Так как хирургическое лечение лишь воссоздаёт анатомическую целостность органов артикуляции, довольно часто оставляя вторичные нарушения в их строении (рубцовая деформация верхней губы, сужение верхней челюсти, уплощение твердого нёба) и функции (неполный объём движений, ограниченная подвижность).

Коррекционная работа должна проводиться со всеми детьми раннего возраста после пластики губы и нёба, так как изначально у них невозможно формирование нормального артикуляторного праксиса.  Также артикуляционная гимнастика применяется на этапах реабилитации.

СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ С ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

По данным научных исследований дети 5-6 лет, имеющие логопедические нарушения, отличаются от сверстников, у которых нет речевых дефектов, более высоким уровнем тревожности, низким уровнем физической подготовленности и худшей обучаемостью двигательным действиям.

Традиционно используемые методические программы, средства и способы обучения детей с нарушением речи двигательным действиям не дают должных результатов и не обеспечивают соответствие их физической подготовленности стандартным нормам.

Отмеченные выше особенности обосновывают необходимость применения по отношению к означенному контингенту детей особой программы и тактики использования средств их физического воспитания.

В следствии чего традиционную оздоровительно-развивающую программу необходимо дополнять логопедическими средствами: артикуляционной гимнастикой, пальцевой и ритмической гимнастиками, логоритмическими заданиями, психологическими двигательными этюдами. Отметим, что основной особенностью тактики использования комплексной программы заключается в применении педагогических воздействий, в первую очередь снижающих тревожное состояние у ребёнка и параллельно с этим улучшающих обучаемость его двигательным действиям.

ПОЛЬЗА ОТ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

 Артикуляционная гимнастика:

— помогает в правильной постановке звуков (формирует акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков);

— развивает умение безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи;

— стимулирует процесс формирования речи, улучшает звукопроизносительную и просодическую стороны речи;

— нормализует мышечный тонус артикуляционного аппарата, рук, шеи;

— оказывает косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за развитие речи;

— нормализует затруднённое дыхания.

В результате выполнения упражнений артикуляционной гимнастики также происходит продление состояния относительной неутомлённости ребёнка и его активности, — что создает возможность для увеличения полезного объема упражнений и приводит к увеличению времени самих занятий (формируется учебное поведение и ребёнок перестает “елозить”). При этом улучшаются показатели зрительной, слуховой и двигательной памяти, внимания. Отметим, что занятия по артикуляционной гимнастике обеспечивают постоянную положительную мотивацию у ребёнка, так и у родителей.

0 Элемент |
Просмотр корзины