Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для языка, губ, щёк, нижней челюсти и методические рекомендации по исправлению произношения.
Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют специальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребёнок учится по инструкции логопеда закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.
“Необходимые движения сначала формируются по зрительному подражанию: логопед перед зеркалом показывает ребёнку правильную артикуляцию звука, объясняет, какие движения следует произвести, предлагает ему повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях логопед помогает ребёнку шпателем или зондом. На последующих занятиях можно предложить выполнить движение по устной инструкции без опоры на зрительный образец. Правильность выполнения в дальнейшем ребёнок проверяет на основе кинестетических ощущений. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле”, — отмечала Лариса Степановна Волкова, советский учёный-логопед, 1998г. Это и есть артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика занимает важное место в логопедических средствах, используемых для коррекции речевых нарушений.








